Накануне Крещения новгородцы купались в проруби
Вчера, 18 января, накануне праздника Крещения в Великом Новгороде состоялось освящение воды и традиционное ныряние в прорубь.
Купания прошли на берегу реки Волхов в парке 30-летия Октября рядом с центральным стадионом и в месте купания «моржей» на Софийской набережной.
О традиции купания в ледяной воде накануне праздника существует много различных мнений.
Клирик Новгородской епархии протоиерей Сергий Золотарев в интервью сайту епархии рассказал о празднике Крещения, а также о предрассудках и суевериях, которые не имеют отношения к церковной традиции:
– Праздник Крещения Господня имеет очень древнюю историю и основан на событиях, описанных в Евангелиях. Само событие крещения Иисуса Христа на Иордане знаменует начало Его служения, Его выход на проповедь. В двойном названии праздника (Крещение-Богоявление), мы можем видеть отражение различных аспектов того, что произошло на иорданских берегах.
Говоря о Крещении Спасителя, мы указываем, в первую очередь, на внешнюю сторону события. Христос приходит к Иоанну Крестителю на берега реки Иордан вместе с другими людьми, жаждущими крещения покаяния. Он приходит, крестится, сходя в иорданские воды вместе со всеми людьми, и на Него нисходит Дух Святой в виде голубя и слышится голос Отца с небес. Но это, можно сказать, внешняя, видимая сторона – само Крещение Иисуса Христа, а внутренняя, смысловая сторона – это именно Богоявление.
Само название Богоявление отражает внутреннюю сторону, основное значение этого события. Богоявление – явление Бога, явление Пресвятой Троицы. Это первое ясное провозглашение Бога Троицей: свидетельствующий глас Бога-Отца, Сын, крещаемый от Иоанна и нисходящий на крещаемого Дух Святой. Нужно отметить, что на христианском Востоке первоначально был единый праздник, который сейчас у нас разделился на Рождество и Крещение. Одновременно отмечалось явление Бога в мире, т.е. пришествие, воплощение второго Лица Святой Троицы Иисуса Христа и одновременно Богоявление, как откровение, явление миру тайны Святой Троицы в событии крещения Спасителя.
Рождество Христово как самостоятельный праздник появляется первоначально на христианском Западе в Римской Церкви, а где-то к концу IV века он уже получил известность и на христианском Востоке. Люди, которые приходят в храм в праздничные дни, могут обратить внимание, насколько близки и схожи богослужения этих праздников по своей структуре. Действительно, со временем эти праздники были просто разъединены, а священное время между праздниками Рождества Христова и Крещения мы называем святыми днями, святками.
Любой христианин, участвующий в течение года в храмовых богослужениях, вспоминая эти события, переживает их заново, т.е. они для него актуализируются, становятся значимыми, он размышляет над их значением в истории спасения, размышляет над своим местом в этом спасении. По сути, когда мы в нашем личном Крещении вступаем в Церковь, усыновляясь или удочеряясь Богу, мы соответственно становимся соучастниками великой истории спасения, великой Священной истории. Мы вступаем в Церковь, как в Тело Христово.
Кроме того, отец Сергий рассказал в своем интервью и о традиции купания в проруби:
– Купание в проруби – это такая традиция, но нужно помнить, что эта традиция ни хороша, ни плоха сама по себе. Нет в ней ничего плохого, но не нужно и слишком большого значения придавать. Более того, в специальном дореволюционном справочнике «Настольная книга священнослужителя» есть указания для священнослужителей о необходимости вразумления прихожан, что не нужно предаваться языческим обычаям. То есть в дореволюционной России это буквально считалось языческим обычаем.
Вместо того, чтобы идти в храм молиться, люди придавали особое значение этому купанию. Купание в проруби само по себе не плохо, но к Церкви это не имеет непосредственного отношения. Для кого-то может быть это и станет первым шагом к воцерковлению, но не для тех людей, которые купание воспринимают просто как оздоровительную процедуру, тем более, если при этом принимают «для сугрева» алкоголь. В день праздника православные христиане причащаются Святых Христовых Таин, поэтому ни о каком «увеселении» речи идти не может. На мой взгляд, эта практика становится порочной, когда люди накануне праздника вместо того, чтобы идти на Всенощное бдение, а утром на Литургию, едут куда-то в ночь далеко, чтобы обязательно после полуночи окунуться. В итоге возможности пойти на богослужение у них нет, либо желания нет. Никакой церковности или благочестия в этом нет и быть не может.
Фото Михаила Жигунова и Александра Соловьева