Накануне Крещения новгородцы купались в проруби

Накануне Крещения новгородцы купались в проруби

Вчера, 18 января, накануне праздника Крещения в Великом Новгороде состоялось освящение воды и традиционное ныряние в прорубь.

Купания прошли на берегу реки Волхов в парке 30-летия Октября рядом с центральным стадионом и в месте купания «моржей» на Софийской набережной.

О традиции купания в ледяной воде накануне праздника существует много различных мнений.

Клирик Новгородской епархии протоиерей Сергий Золотарев в интервью сайту епархии рассказал о празднике Крещения, а также о предрассудках и суевериях, которые не имеют отношения к церковной традиции:

– Праздник Крещения Господня имеет очень древнюю историю и основан на событиях, описанных в Евангелиях. Само событие крещения Иисуса Христа на Иордане знаменует начало Его служения, Его выход на проповедь. В двойном названии праздника (Крещение-Богоявление), мы можем видеть отражение различных аспектов того, что произошло на иорданских берегах.

Говоря о Крещении Спасителя, мы указываем, в первую очередь, на внешнюю сторону события. Христос приходит к Иоанну Крестителю на берега реки Иордан вместе с другими людьми, жаждущими крещения покаяния. Он приходит, крестится, сходя в иорданские воды вместе со всеми людьми, и на Него нисходит Дух Святой в виде голубя и слышится голос Отца с небес. Но это, можно сказать, внешняя, видимая сторона – само Крещение Иисуса Христа, а внутренняя, смысловая сторона – это именно Богоявление.

Само название Богоявление отражает внутреннюю сторону, основное значение этого события. Богоявление – явление Бога, явление Пресвятой Троицы. Это первое ясное провозглашение Бога Троицей: свидетельствующий глас Бога-Отца, Сын, крещаемый от Иоанна и нисходящий на крещаемого Дух Святой. Нужно отметить, что на христианском Востоке первоначально был единый праздник, который сейчас у нас разделился на Рождество и Крещение. Одновременно отмечалось явление Бога в мире, т.е. пришествие, воплощение второго Лица Святой Троицы Иисуса Христа и одновременно Богоявление, как откровение, явление миру тайны Святой Троицы в событии крещения Спасителя.

Рождество Христово как самостоятельный праздник появляется первоначально на христианском Западе в Римской Церкви, а где-то к концу IV века он уже получил известность и на христианском Востоке. Люди, которые приходят в храм в праздничные дни, могут обратить внимание, насколько близки и схожи богослужения этих праздников по своей структуре. Действительно, со временем эти праздники были просто разъединены, а священное время между праздниками Рождества Христова и Крещения мы называем святыми днями, святками.

Любой христианин, участвующий в течение года в храмовых богослужениях, вспоминая эти события, переживает их заново, т.е. они для него актуализируются, становятся значимыми, он размышляет над их значением в истории спасения, размышляет над своим местом в этом спасении. По сути, когда мы в нашем личном Крещении вступаем в Церковь, усыновляясь или удочеряясь Богу, мы соответственно становимся соучастниками великой истории спасения, великой Священной истории. Мы вступаем в Церковь, как в Тело Христово.

Кроме того, отец Сергий рассказал в своем интервью и о традиции купания в проруби:

– Купание в проруби – это такая традиция, но нужно помнить, что эта традиция ни хороша, ни плоха сама по себе. Нет в ней ничего плохого, но не нужно и слишком большого значения придавать. Более того, в специальном дореволюционном справочнике «Настольная книга священнослужителя» есть указания для священнослужителей о необходимости вразумления прихожан, что не нужно предаваться языческим обычаям. То есть в дореволюционной России это буквально считалось языческим обычаем.

Вместо того, чтобы идти в храм молиться, люди придавали особое значение этому купанию. Купание в проруби само по себе не плохо, но к Церкви это не имеет непосредственного отношения. Для кого-то может быть это и станет первым шагом к воцерковлению, но не для тех людей, которые купание воспринимают просто как оздоровительную процедуру, тем более, если при этом принимают «для сугрева» алкоголь. В день праздника православные христиане причащаются Святых Христовых Таин, поэтому ни о каком «увеселении» речи идти не может. На мой взгляд, эта практика становится порочной, когда люди накануне праздника вместо того, чтобы идти на Всенощное бдение, а утром на Литургию, едут куда-то в ночь далеко, чтобы обязательно после полуночи окунуться. В итоге возможности пойти на богослужение у них нет, либо желания нет. Никакой церковности или благочестия в этом нет и быть не может.

Фото Михаила Жигунова и Александра Соловьева

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.