Мария Багге: «Мне очень обидно и странно, что величайшая ценность России – русская классическая литература сегодня находится в таком небрежении»

Мария Багге: «Мне очень обидно и странно, что величайшая ценность России – русская классическая литература сегодня находится в таком небрежении»

В Великом Новгороде проходят традиционные ХIII Знаменские образовательные Чтения. То, что происходит в науке, культуре и обществе вместе с представителями церкви обсуждают более двухсот ученых из Великого Новгорода, Петербурга и Москвы. Разговор касается преподавания истории, филологии, основ православной культуры. Ключевой темой для обсуждения стало духовно-нравственное воспитание детей.

В этом свете участница нынешних Знаменских чтений – заведующая кафедрой филологического образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Мария Багге захотела поговорить с коллегами о ценностях, традициях, самобытности и нравственности, которые несет в себе классическая русская литература. Поделилась своими мыслями Мария Багге и с «53 новостями»:

«Мой доклад называется «Неправославное чтение для православного человека». Я задалась вопросом: что читать или как читать? И, знаете, очень важно именно, как читает человек. И тут говорить можно даже не о литературе 19 века, примером для дискуссии я взяла литературу 20 века. Творчество Ивана Бунина и Андрея Платонова.

Вот уже больше двадцати лет идет процесс воцерковления людей, жителей нашей страны. И, естественно, он сопровождается созданием новой литературы, которая имеет целью православное назидание. И, как мне кажется, прямое назидание, я бы сказала, часто очень грубое. Особенно это касается детской литературы.

Вместе с этим, я думаю, актуальна еще такая проблема у всего российского общества – массовый отказ от чтения классической русской литературы по разным причинам.

Православные ведь тоже включились в эту тенденцию «нечтения». Это объясняется тем, что художественная литература естественно изображает человеческие страсти, человеческие грехи и этого боятся.

Боятся такой как бы «заразы», идущей от художественной литературы. А объясняется этот страх только лишь «читательской неграмотностью».

Очень часто в художественной литературе видят прямое назидание, а его, на самом деле, в настоящей высокой художественной литературе, конечно, нет и быть не может.

Пушкин об этом очень хорошо сказал: цель художества не нравоучения, а идеал.

А между тем, даже в литературе XX века, когда была в истории нашей страны эпоха воинствующего атеизма, безверия, отрицания, в творчестве Андрея Платонова, например, есть много глубокого, нравственного.

Идеалы христианской жизни, а правильнее сказать – жизни во Христе – они были в русской литературе живы и тогда. Умеющий читатель мог это вычитать и понять.

У Платонова есть рассказ «Юшка». И применимо к нему можно говорить о связи литературы и христианства, ну может быть, даже такой эпиграф этому рассказу я предпослала бы из Евангелия: «И свет во тьме светит».

Я убеждена, что настоящие нравственные идеалы заложены именно в традициях русской классической литературы. А некоторая современная литература, даже, если она называет себя православной, очень часто бывает литературой потребления.

Печально, но общество потребления проникает и в православную литературу. Знаете, такие облегченные рецепты жизни. Она дает людям некий алгоритм жизни: если ты будешь жить так, то бог тебя благословит…

Но, мне думается, что все намного сложнее. Может быть, резко скажу, но в этой тенденции «облегченных рецептов жизни» есть даже что-то сектантское. Это мое убеждение. Оно связано с моей профессией, я заканчивала филологический факультет, поэтому, естественно, мне как-то очень обидно и странно: то, что действительно является величайшей ценностью России – русская классическая литература – сейчас находится в таком небрежении».

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.