Как научить ребёнка читать с удовольствием?
На консультацию к логопеду обращается большое количество родителей с детьми, у которых трудности в обучении чтению. Современные дети не тянутся к книге, не любят читать. Проблема нарушения чтения у первоклассников – одна из самых актуальных, поскольку чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися, является фундаментом всего последующего образования.
Чтение – это первый и основной навык, которому ребёнок должен обучиться в первом классе (а ещё лучше – до поступления в школу). Навык чтения должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребёнок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать. Только научившись читать, ребёнок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить его из букв и написать.
Зачастую, овладев первыми ступенями чтения, дети отказываются идти дальше. Процесс чтения переходит в муку, дети не любят и не желают читать. Причин трудностей при чтении может быть несколько: отсутствие культуры чтения в семье, низкий уровень познавательного интерес, несовершенство обучения чтению, низкий уровень звуковой стороны речи и устной речи, а также высших психических функций. Многие дети привыкли получать новую информацию с помощью телевидения. Визуальный ряд воспринимать легче, информация добывается без труда. Таким образом, объясняется нежелание детей читать, тратить свои силы, когда этой же цели можно достигнуть более простым и коротким путем. Итак, необходимо повышать мотивацию (желание) к чтению.
Многие буквари содержат иллюстрации. А вот азбука Л.Н. Толстого без картинок, так как писатель считал, что картинка отвлекает ребенка от основной задачи чтения. Известный логопед О.И. Азова, автор многих книг по проблемам дисграфии и дизорфографии, считает, что картинка должна оставаться в книге: обогащать словарь, накапливать знания об окружающем мире, поддерживать интерес к чтению. Как пишет известный и авторитетный психолог прошлого века Т.Г. Егоров: «Картинки в букварях должны иметь своей целью не подсказывание детям того, что требуется прочитать, а возбуждение у них интереса к чтению». Картинки намеренно выполнены схематично, не содержат лишних деталей, но заинтересовывают ребенка (в качестве примера могут служить книги О.И. Азовой).
Сам процесс чтения состоит из двух этапов, задач:
-
объединения букв в слоги, слоги в слова, слова в предложения (техника чтения: способ чтения, правильность и выразительность чтения.);
-
осмысление (понимание) прочитанного.
Каждый из этих этапов самостоятелен, значим, но и тесно связан друг с другом. Сначала надо поработать над техникой чтения (полезно многократно читать слоговые таблицы, можно пропевать слоги под знакомый всем ритм, например: «В лесу родилась ёлочка»). Объяснить детям, что это труд, вспомнить пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Постепенная автоматизация навыка чтения позволяет ребенку перейти на новую ступеньку — понимание прочитанного.
Для решения всех названных задач подойдет несколько способов. Выберите тот, который заинтересует вашего ребенка или придумайте свой метод:
-
Читать несколько раз понемногу в течение дня. Порционное чтение не утомляет, а «камень точит», т.е. работает на конечную цель — улучшить технику чтения.
-
Поощрять ребенка за чтение удовольствием (исполнение того, что любит ребенок). Так в одной семье ребенок читал столько времени, сколько потом собирался смотреть телевизор. Иногда это время составляло час. А это уже достаточный временной отрезок, чтобы научиться читать, а в дальнейшем и полюбить этот процесс.
-
Чтение книги, которую выбрал ребенок сам, например комиксы или журналы. Так, одна девочка Таня читала, на наш взгляд, скучную взрослую книгу. Книга была выполнена в манере «глянцевого журнала» и несла скудную информацию о прическах (например, как сушить волосы феном), при этом были нарушены гигиенические нормы: шрифт был слишком маленького размера. Единственным достоинством этой книги было наличие красивых фотографий. Но главным плюсом было то, что Таня с желанием и по долгу читала книгу, «добывала информацию» для всех домочадцев. Случилось чудо, после этой книги девочка начала читать, но это уже были книги из фонда детской классической литературы.
-
Читать по очереди: ребенок, родитель, ребенок и т.д. Например, ребенок будет читать более простые по структуре предложения, а родитель рассуждения, описание природы и т.п.
-
Сопряжённое чтение (совместное) – хором читаете рассказ, при этом ребёнку полезно, на начальных этапах, следить глазами, слушать и проговаривать со взрослым правильное слогослияние.
-
Введите ритуал — читать на ночь, чтобы это было последним событием дня.
-
Читать тексты на открытках. Можно использовать наборы открыток (стихи, сказки, мультфильмы).
-
Читать вывески, заголовки в книгах, газетах.
-
После прочтения нарисовать рисунок о том, что прочитал, если ребенок любит этот процесс. Вместо ребенка рисунок может выполнить взрослый. Все дети любят, когда для них рисуют.
-
Прочитать заранее трудные слова из текста, который предстоит читать. Мама выписывает на карточку слова, ребенок прочитывает их несколько раз. Когда трудные слова встретятся в тексте, о них уже «не споткнешься».
-
Условные обозначения помогут читать с выражением, с правильной интонацией. Мама заранее делает пометки в тексте карандашом.
-
Обращать внимание на то, что содержание книги более емкое, чем содержание фильма или мультфильма.
-
На начальном этапе останавливать ребенка на кульминации сюжета, побуждая вернуться к содержанию вновь.
-
Не бойтесь читать ребенку книги, сколько бы ему не было лет, в каком классе бы он не учился.
-
Чтение с пропущенными словами, в виде игры. Нарежьте тоненькие полосочки и разложите по тексту, пусть ребёнок читает и догадывается, что там за слова.
-
Чтение текста через слово. Читать нужно не как обычно, а «перескакивая» через слово.
-
Игра «Спринт»: на максимальной скорости, читая про себя, требуется найти и подчеркнуть ответы на вопросы, которые мама задаёт ребёнку перед чтением.
Забавные способы:
— Чтение слов (предложений) с прикрытой нижней (верхней) половиной или слов, состоящих из «разрушенных» букв.
— Чтение склеинных слов (предложений). Например: «Сколько здесь слов: шаркорзинаботинкибинокльедаобезьяна и т.д. Сколько предложений: былазимаморозщипалщёкивыпаломногоснега.
— Найди спрятанные слова среди ряда букв: амгазетаитпркокошкамдишвберёза
— Ещё один приём, позволяющий вовлечь ребёнка в активную работу – «Чтение с остановками». Он способствует развитию навыка вдумчивого чтения, даёт возможность предположить дальнейшее развитие событий. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании.
Уважаемые взрослые! Поддерживайте свою форму — читайте больше сами! Это и хороший способ для подражания вам, и метод воспитания детей.