Как научить ребёнка читать с удовольствием?

Как научить ребёнка читать с удовольствием?

На консультацию к логопеду обращается большое количество родителей с детьми, у которых трудности в обучении чтению. Современные дети не тянутся к книге, не любят читать. Проблема нарушения чтения у первоклассников – одна из самых актуальных, поскольку чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися, является фундаментом всего последующего образования.

Как научить ребёнка читать с удовольствием?Чтение – это первый и основной навык, которому ребёнок должен обучиться в первом классе (а ещё лучше – до поступления в школу). Навык чтения должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребёнок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать. Только научившись читать, ребёнок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить его из букв и написать.

Зачастую, овладев первыми ступенями чтения, дети отказываются идти дальше. Процесс чтения переходит в муку, дети не любят и не желают читать. Причин трудностей при чтении может быть несколько: отсутствие культуры чтения в семье, низкий уровень познавательного интерес, несовершенство обучения чтению, низкий уровень звуковой стороны речи и устной речи, а также высших психических функций. Многие дети привыкли получать новую информацию с помощью телевидения. Визуальный ряд воспринимать легче, информация добывается без труда. Таким образом, объясняется нежелание детей читать, тратить свои силы, когда этой же цели можно достигнуть более простым и коротким путем. Итак, необходимо повышать мотивацию (желание) к чтению.

Многие буквари содержат иллюстрации. А вот азбука Л.Н. Толстого без картинок, так как писатель считал, что картинка отвлекает ребенка от основной задачи чтения. Известный логопед О.И. Азова, автор многих книг по проблемам дисграфии и дизорфографии, считает, что картинка должна оставаться в книге: обогащать словарь, накапливать знания об окружающем мире, поддерживать интерес к чтению. Как пишет известный и авторитетный психолог прошлого века Т.Г. Егоров: «Картинки в букварях должны иметь своей целью не подсказывание детям того, что требуется прочитать, а возбуждение у них интереса к чтению». Картинки намеренно выполнены схематично, не содержат лишних деталей, но заинтересовывают ребенка (в качестве примера могут служить книги О.И. Азовой).

Сам процесс чтения состоит из двух этапов, задач:

  • объединения букв в слоги, слоги в слова, слова в предложения (техника чтения: способ чтения, правильность и выразительность чтения.);

  • осмысление (понимание) прочитанного.

Каждый из этих этапов самостоятелен, значим, но и тесно связан друг с другом. Сначала надо поработать над техникой чтения (полезно многократно читать слоговые таблицы, можно пропевать слоги под знакомый всем ритм, например: «В лесу родилась ёлочка»). Объяснить детям, что это труд, вспомнить пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Постепенная автоматизация навыка чтения позволяет ребенку перейти на новую ступеньку — понимание прочитанного.

Как научить ребёнка читать с удовольствием?Для решения всех названных задач подойдет несколько способов. Выберите тот, который заинтересует вашего ребенка или придумайте свой метод:

  • Читать несколько раз понемногу в течение дня. Порционное чтение не утомляет, а «камень точит», т.е. работает на конечную цель — улучшить технику чтения.

  • Поощрять ребенка за чтение удовольствием (исполнение того, что любит ребенок). Так в одной семье ребенок читал столько времени, сколько потом собирался смотреть телевизор. Иногда это время составляло час. А это уже достаточный временной отрезок, чтобы научиться читать, а в дальнейшем и полюбить этот процесс.

  • Чтение книги, которую выбрал ребенок сам, например комиксы или журналы. Так, одна девочка Таня читала, на наш взгляд, скучную взрослую книгу. Книга была выполнена в манере «глянцевого журнала» и несла скудную информацию о прическах (например, как сушить волосы феном), при этом были нарушены гигиенические нормы: шрифт был слишком маленького размера. Единственным достоинством этой книги было наличие красивых фотографий. Но главным плюсом было то, что Таня с желанием и по долгу читала книгу, «добывала информацию» для всех домочадцев. Случилось чудо, после этой книги девочка начала читать, но это уже были книги из фонда детской классической литературы.

  • Читать по очереди: ребенок, родитель, ребенок и т.д. Например, ребенок будет читать более простые по структуре предложения, а родитель рассуждения, описание природы и т.п.

  • Сопряжённое чтение (совместное) – хором читаете рассказ, при этом ребёнку полезно, на начальных этапах, следить глазами, слушать и проговаривать со взрослым правильное слогослияние.

  • Введите ритуал — читать на ночь, чтобы это было последним событием дня.

  • Читать тексты на открытках. Можно использовать наборы открыток (стихи, сказки, мультфильмы).

  • Читать вывески, заголовки в книгах, газетах.

  • После прочтения нарисовать рисунок о том, что прочитал, если ребенок любит этот процесс. Вместо ребенка рисунок может выполнить взрослый. Все дети любят, когда для них рисуют.

  • Прочитать заранее трудные слова из текста, который предстоит читать. Мама выписывает на карточку слова, ребенок прочитывает их несколько раз. Когда трудные слова встретятся в тексте, о них уже «не споткнешься».

  • Условные обозначения помогут читать с выражением, с правильной интонацией. Мама заранее делает пометки в тексте карандашом.

  • Обращать внимание на то, что содержание книги более емкое, чем содержание фильма или мультфильма.

  • На начальном этапе останавливать ребенка на кульминации сюжета, побуждая вернуться к содержанию вновь.

  • Не бойтесь читать ребенку книги, сколько бы ему не было лет, в каком классе бы он не учился.

  • Чтение с пропущенными словами, в виде игры. Нарежьте тоненькие полосочки и разложите по тексту, пусть ребёнок читает и догадывается, что там за слова.

  • Чтение текста через слово. Читать нужно не как обычно, а «перескакивая» через слово.

  • Игра «Спринт»: на максимальной скорости, читая про себя, требуется найти и подчеркнуть ответы на вопросы, которые мама задаёт ребёнку перед чтением.

Забавные способы:

— Чтение слов (предложений) с прикрытой нижней (верхней) половиной или слов, состоящих из «разрушенных» букв.

— Чтение склеинных слов (предложений). Например: «Сколько здесь слов: шаркорзинаботинкибинокльедаобезьяна и т.д. Сколько предложений: былазимаморозщипалщёкивыпаломногоснега.

— Найди спрятанные слова среди ряда букв: амгазетаитпркокошкамдишвберёза

— Ещё один приём, позволяющий вовлечь ребёнка в активную работу – «Чтение с остановками». Он способствует развитию навыка вдумчивого чтения, даёт возможность предположить дальнейшее развитие событий. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании.

Уважаемые взрослые! Поддерживайте свою форму — читайте больше сами! Это и хороший способ для подражания вам, и метод воспитания детей.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.