В Великом Новгороде проходит научная конференция реставраторов

В Великом Новгороде проходит научная конференция реставраторов

Сегодня, 9 декабря, в Музее изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника начала свою работу VI Всероссийская научно-практическая конференция «Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация».

Во встрече приняли участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Твери, Вологды, Татарстана, Беларуси.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился заместитель губернатора Новгородской области Александр Смирнов.

Мероприятие организовано в рамках проекта «Реставрационная школа № 1» (автор Анисимова Тамара Ивановна). В 2014 году этот проект Новгородского музея-заповедника стал победителем XI грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейные образовательные программы».

Конференция открывает цикл юбилейных мероприятий по празднованию 150-летия Новгородского музея-заповедника. Большинство докладов посвящено искусству XV века, который сыграл огромную роль в истории всей русской культуры и стал «золотым веком искусства Великого Новгорода».

В этот период были созданы уникальные архитектурные памятники, в том числе Владычная (Грановитая) палата Новгородского кремля, высочайшие образцы новгородских школ монументальной живописи, иконописи, декоративно-прикладного искусства. Всесторонне обсуждение этого сложного периода в отечественной истории и культуре сможет открыть новые перспективы для его изучения.

На заседаниях будут рассмотрены вопросы, связанные с реставрацией, сохранностью и изучением архитектурных памятников и монументальной живописи.

Ряд ученых, в частности, в своих выступлениях рассказали о значении миниатюры для русского искусства и культуры.

В Великом Новгороде проходит конференция реставраторов

— Мой доклад посвящен известной иллюминированной рукописи, которая состоит из нескольких циклов, — рассказала «53 новостям» доцент Российского государственного гуманитарного университета, заведующая кафедрой истории и теории церковного искусства Московской духовной академии Нина Квливидзе. — Памятник литературы хранится в Российской государственной библиотеке в отделе рукописей. Он имеет двойное название — Егоровский сборник (по имени собирателя, в коллекции которого находилась рукопись) и Чудовской сборник (по названию Чудова монастыря, где рукопись была создана). В ходе своего исследования я изучала эту рукопись, ее миниатюры и связи с рукописной традицией середины XVI века, когда она была создана. Стоит отметить, что значение этого памятника необыкновенно велико. XVI век называют веком русской миниатюры. Именно тогда были созданы украшенные сотнями миниатюр жития святых, богословские тракты. Это время необыкновенного расцвета литературного и живописного творчества. Изучение этих памятников раскрывает нам новые страницы истории культуры нашей страны.

Нина Квливидзе сотрудничает с Великим Новгородом уже несколько десятков лет. Она работала здесь вместе с московскими реставраторами монументальной живописи в церкви Благовещения в Аркажах в окрестностях города, в церкви Федора Стратилата на Ручью, Спаса на Ильине.

Миниатюрам посвящен доклад и другого исследователя — профессора отделения истории искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Энгелины Смирновой. Энгелина Сергеевна также давно работает с новгородскими учеными — впервые она побывала в нашем городе в 50-х годах.

— Миниатюры, как и иконы, содержат художественные образы. Но также они связаны и с текстами, которые иллюстрируют, и углубляют их смысловое значение, — рассказала «53 новостям» исследователь. — Новгородская книжная иллюстрация — одна из замечательных страниц в истории российского и даже мирового искусства. Новгородские миниатюры отличают особая яркость, колористические контрасты, а также собственная трактовка общехристианских святых. Например, в одной из рукописей изображен святой Трифон. В христианстве он, как правило, предстает в образе мученика, а в новгородском искусстве — изображается как воин. Как оказалось, такая традиция изображения святого была на Руси. Позже были обнаружены образы святого Трифона-воина XVI и XVII веков. Такая трактовка образа святого началась в Новгороде.

Конференция будет работать три дня с 9 по 11 декабря. За это время ученые прочитают тридцать один доклад.

Фото с портала правительства Новгородской области 

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.