Учительница волотовской школы Мария Филивёрова проработала в школе больше 30 лет
В этом году учительница русского языка и литературы средней общеобразовательной школы поселка Волот Мария Филивёрова ушла на пенсию. Мария Николаевна почти всю жизнь проработала в Волотовском районе и подготовила не одно поколение успешных людей.
— Мария Николаевна — учительница от Бога, она в совершенстве владеет методикой преподавания, и с годами ее мастерство постоянно росло, — отмечает директор средней общеобразовательной школы поселка Волот Тамара Творогова. — Мария Николаевна всегда добивалась высокого качества знаний своих учеников, проводила дополнительные занятия, а также уделяла много времени и внимания более слабым школьникам. По итогам аттестации средний балл по русскому языку в волотовской школе всегда был выше, чем в среднем по области. Кроме того, учительница охотно делилась своим опытом с коллегами, проводила открытые уроки. Успехи Марии Николаевны Филивёровой отмечены грамотами Министерства образования РФ, департамента образования и молодежной политики Новгородской области. Ее фотография висит на доске почета в нашей школе.
Мария Николаевна родилась в Старорусском районе, закончила Новгородский педагогический институт и в 1978 году приехала по распределению в Волотовский район. Поначалу учительница работала в школе в деревне Ратицкие Горки, а затем перешла в школу поселка Волот.
— Самое интересное в жизни учителя — это дети, — рассказала Мария Филивёрова. — Отмечу, что учителю важно не только передать знания, но и понять причины плохого поведения ребенка — почему он капризничает? Может, дома не все ладно? Я убеждена — детей нельзя обижать, унижать, оскорблять. Но при этом не стоит с ними и заигрывать. Нужно просто уважать мнение ребенка, уметь прислушиваться к нему. Ведь недаром говорят — хотите быть услышанными, научитесь слушать другого.
Любимых учеников у Марии Николаевны нет, ко всем детям она относилась одинаково хорошо. Даже хулиганы по-своему интересны.
— Мне приходилось работать с детьми, которых было сложно привлечь к учебе, — вспоминает учительница.
Особенно запомнился мне один ученик — хулиган Ваня, который иногда прогуливал уроки. Жил он в соседней деревне, и как-то раз, чтобы вернуть Ваню в школу, мне пришлось ехать за ним на тракторе — ведь дорог не было. Теперь Иван стал успешным человеком.
Стоит отметить, что взаимопониманию учительницы и детей помогало общение и вне уроков. Мария Филивёрова ездила с классом на экскурсии в Москву, Белоруссию, Великий Новгород, ходила в походы по Волотовскому району и на озеро Ильмень.
Учительница убеждена — в преподавании нужно искать новые творческие методы, которые соответствуют потребностям ребенка. В этом ей во многом помогло постоянное самообразование, творческий поиск. Так, Мария Филивёрова четыре года училась в Москве на курсах повышения квалификации, где осваивала новую нетрадиционную систему образования.
Как рассказала педагог, почти все дети любят выступать на сцене, они артисты, поэтому они с учениками нередко разыгрывали сценки из литературных произведений, куда были включены и музыкальные постановки. Кроме того, на уроках школьники смотрели отрывки из различных фильмов, например, «Тарас Бульба». Музыка, театр, кино пробуждают у детей интерес к литературе. Важно также, чтобы старшие дети подавали пример младшим. Например, на одном из литературных вечеров 11-классник прочитал стихи Есенина с таким выражением, что младшие школьники заслушались.
Мария Николаевна отмечает — не следует думать, что дети сейчас не читают:
Дети читают, но изменилась форма литературного произведения. Если раньше мы читали книги, то теперь у ребят есть компьютеры, планшеты. Но не все произведения классической литературы всегда понятны для школьников. Например, в текстах Пушкина и других авторов встречается лексика, вышедшая из употребления и потому не известная детям. Поэтому, рассказывая на уроке о творчестве Пушкина, учитель должен раскрыть эпоху, в которой жил поэт, его биографию, исторические события того времени. Например, в шестом классе мы изучали произведение «Дубровский». Действие происходит в эпоху крепостного права. В основе произведения — сложные отношения взрослых людей. Школьники могут понять такой текст только благодаря разъяснениям учителя. В то же время классическая литература актуальна и в наше время. Она отражает всю человеческую жизнь, все эмоции, чувства, переживания. Например, «Война и мир» раскрывает такие понятия как дружба, семья, честь, служение Отечеству. Читая роман, ребенок получает жизненный опыт, который несомненно пригодится ему в дальнейшем.
Фото из архива Марии Филивёровой