Учительница волотовской школы Мария Филивёрова проработала в школе больше 30 лет

Учительница волотовской школы Мария Филивёрова проработала в школе больше 30 лет

В этом году учительница русского языка и литературы средней общеобразовательной школы поселка Волот Мария Филивёрова ушла на пенсию. Мария Николаевна почти всю жизнь проработала в Волотовском районе и подготовила не одно поколение успешных людей.

Учительница волотовской школы Мария Филивёрова проработала в школе больше 30 лет

— Мария Николаевна — учительница от Бога, она в совершенстве владеет методикой преподавания, и с годами ее мастерство постоянно росло, — отмечает директор средней общеобразовательной школы поселка Волот Тамара Творогова. — Мария Николаевна всегда добивалась высокого качества знаний своих учеников, проводила дополнительные занятия, а также уделяла много времени и внимания более слабым школьникам. По итогам аттестации средний балл по русскому языку в волотовской школе всегда был выше, чем в среднем по области. Кроме того, учительница охотно делилась своим опытом с коллегами, проводила открытые уроки. Успехи Марии Николаевны Филивёровой отмечены грамотами Министерства образования РФ, департамента образования и молодежной политики Новгородской области. Ее фотография висит на доске почета в нашей школе.

Мария Николаевна родилась в Старорусском районе, закончила Новгородский педагогический институт и в 1978 году приехала по распределению в Волотовский район. Поначалу учительница работала в школе в деревне Ратицкие Горки, а затем перешла в школу поселка Волот.

— Самое интересное в жизни учителя — это дети, — рассказала Мария Филивёрова. — Отмечу, что учителю важно не только передать знания, но и понять причины плохого поведения ребенка — почему он капризничает? Может, дома не все ладно? Я убеждена — детей нельзя обижать, унижать, оскорблять. Но при этом не стоит с ними и заигрывать. Нужно просто уважать мнение ребенка, уметь прислушиваться к нему. Ведь недаром говорят — хотите быть услышанными, научитесь слушать другого.

Любимых учеников у Марии Николаевны нет, ко всем детям она относилась одинаково хорошо. Даже хулиганы по-своему интересны.

— Мне приходилось работать с детьми, которых было сложно привлечь к учебе, — вспоминает учительница.

Особенно запомнился мне один ученик — хулиган Ваня, который иногда прогуливал уроки. Жил он в соседней деревне, и как-то раз, чтобы вернуть Ваню в школу, мне пришлось ехать за ним на тракторе — ведь дорог не было. Теперь Иван стал успешным человеком.

Стоит отметить, что взаимопониманию учительницы и детей помогало общение и вне уроков. Мария Филивёрова ездила с классом на экскурсии в Москву, Белоруссию, Великий Новгород, ходила в походы по Волотовскому району и на озеро Ильмень.

Учительница убеждена — в преподавании нужно искать новые творческие методы, которые соответствуют потребностям ребенка. В этом ей во многом помогло постоянное самообразование, творческий поиск. Так, Мария Филивёрова четыре года училась в Москве на курсах повышения квалификации, где осваивала новую нетрадиционную систему образования.

Как рассказала педагог, почти все дети любят выступать на сцене, они артисты, поэтому они с учениками нередко разыгрывали сценки из литературных произведений, куда были включены и музыкальные постановки. Кроме того, на уроках школьники смотрели отрывки из различных фильмов, например, «Тарас Бульба». Музыка, театр, кино пробуждают у детей интерес к литературе. Важно также, чтобы старшие дети подавали пример младшим. Например, на одном из литературных вечеров 11-классник прочитал стихи Есенина с таким выражением, что младшие школьники заслушались.

Мария Николаевна отмечает — не следует думать, что дети сейчас не читают:

Дети читают, но изменилась форма литературного произведения. Если раньше мы читали книги, то теперь у ребят есть компьютеры, планшеты. Но не все произведения классической литературы всегда понятны для школьников. Например, в текстах Пушкина и других авторов встречается лексика, вышедшая из употребления и потому не известная детям. Поэтому, рассказывая на уроке о творчестве Пушкина, учитель должен раскрыть эпоху, в которой жил поэт, его биографию, исторические события того времени. Например, в шестом классе мы изучали произведение «Дубровский». Действие происходит в эпоху крепостного права. В основе произведения — сложные отношения взрослых людей. Школьники могут понять такой текст только благодаря разъяснениям учителя. В то же время классическая литература актуальна и в наше время. Она отражает всю человеческую жизнь, все эмоции, чувства, переживания. Например, «Война и мир» раскрывает такие понятия как дружба, семья, честь, служение Отечеству. Читая роман, ребенок получает жизненный опыт, который несомненно пригодится ему в дальнейшем.

Фото из архива Марии Филивёровой

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.