«ПостЭлитарное движение»: взгляд изнутри
8-10 августа в Великом Новгороде проходил фестиваль перфоманса и импровизационного танца «ПостЭлитарное движение». В нем приняли участие танцоры и хореографы из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска. Три дня в культурном центре «Диалог» не прекращались лекции, мастер-классы и перфомансы. Корреспондент «53 новостей» побывал на нескольких встречах фестиваля.
В одиннадцать утра в 313-й аудитории культурного центра «Диалог» танцоров скромно приветствует санкт-петербургский хореограф Антон Вдовиченко. Тема мастер-класса — «Взаимодействие оси позвоночника и периферии» в технике contemporary dance, иными словами, современном танце. Сам Антон в 2011 году закончил Театральный Институт в Санкт-Петербурге (курс Льва Эренбурга), там же занимался современным танцем у Майи Поповой.
Занятие начинается со знакомства в дружелюбной обстановке. Антон показывает изображение скелета человека и показывает несложные импровизационные упражнения, которые можно делать как в парах, так и поодиночке. Плавно перетекающие движения, последовательность, объём, распределение веса, освобождение, смена уровней — все это фокусирует внимание на позвоночнике и периферии, то есть стопах, коленях, тазобедренных суставах, ладонях, локтевых и плечевых суставах. Танцоры рассматривают, насколько независимыми могут быть конечности, насколько они мобильны, как они помогают позвоночнику быть «конкретным» в выборе направления оси. Далее класс мягко и подробно разбирает связку, которая помогает собрать воедино весь материал урока. Довольно интересно аккуратно перемещать своё тело, оставляя его «неповреждённым». Этот подход к танцу родился при попытках избежать различных травм, характерных для танцоров.
Далее от мягкого разогрева и осознания своего тела в пространстве танцоры вместе с Еленой Матвеевой и Анастасией Торкай перешли к конкретным инструментам.
— Мы попробуем рассмотреть движение тела в пространстве как текст, который возможно записать и воспроизвести, — говорит Елена.
Примечательно, что никто из участников мастер-класса не чувствовал усталости. Каждое плавное движение несло в себе смысл, при этом танцоры работали на разных уровнях пространства. Всем хотелось получить конкретные инструменты, движения и приемы, которые можно использовать при создании своей работы. Класс оказался направленным как на развитие навыков хореографической композиции, так и на тренировку зрительной/телесной памяти, расширение танцевальной «лексики».
Танцорам раздали конкретные задания и уже через несколько минут каждый вышел со своим номером, отталкиваясь в импровизации от заданного направления. Танцоры показывали важные для себя моменты и переживали это озарение в действительности.
За красной дверью арт-центра зрителей ждал приглушённый свет, таинственная обстановка, беспорядочно расставленные стулья. Здесь шла подготовка к перфомансу «Чёрный ноль» Марии Валеевой. В настоящее время Мария практикуется как свободный художник, фокусируя своё внимание на поиске индивидуального пространства и личного воплощения в творческом процессе.
В основу перфоманса легли две самостоятельные части — «Нефть и Уголь» и «Мел», которые основываются на впечатлениях от посещения определённых мест. Метаморфически, концепция перфоманса в том, взгляд в прошлое — это и есть та нить времён и событий, которая приводит к простоте и неизменности инстинктов.
Еще один номер начался с раздачи бананов, которые Антон Вдовиченко вручил смеющимся зрителям. В течение выступления танцор и сам успел съесть немало бананов, при этом он постоянно прыгал и валялся по полу. Неизвестно, что зрители почерпнули для себя в этом зрелище, но равнодушным не остался никто.
Елена Матвеева и Анастасия Торкай в своей работе «ПтицеLOVE» задействовали пространство коридоров культурного центра «Диалог». Девушки играли с образами птиц, изображали манерных дам, изучающих своё «я» и некую неотделимость друг от друга. Елене и Анастасии удалось позабавить зрителя, показывая смачные плевки, как будто люди никогда не плевались, а вот теперь — самое время это сделать. В этот момент во взглядах зрителей засветился искренний интерес.
Какой вывод может сделать для себя новгородский танцор по итогам нескольких встреч фестиваля? Скорее всего, тот, что современный танец не несёт в себе какой-то изначальный код, он рождён не фольклорным способом. Но он осознано собирает, анализирует и смешивает классический, бальный танец, фольклор, ритуальные практики и так далее — и переводит всё это в инструменты.
Фото Сергея Козлова, Сергея Гриднева