53 фильма: «Толкачи»
Спецпроект сетевого издания «53 новости» представляет читателям самые знаковые фильмы по нашему выбору.
Каждую неделю мы знакомим вас как с премьерами новгородского «Киноцентра» так и с фильмами, вошедшими в классику кино. Ведущий спецпроекта «53 фильма» — новгородский кинорежиссер и сценарист Владислав Дикарев.
53 фильма: «Толкачи»
Страна: США
Название: Толкачи (Clockers)
Год: 1995
Жанр: криминальная драма
Режиссер: Спайк Ли
Оператор: Малик Хасан Сайид
Композитор: Теренс Блэнчард
В ролях: Харви Кейтель, Делрой Линдо, Джон Туртурро, Мехи Файфер, Исайя Вашингтон и другие.
Все мы прекрасно знаем, что Россия – многонациональная страна. Причем, на территории нашей страны легко встретить не только граждан, но и долгое время проживающих гостей. Даже у нас в Великом Новгороде, в мединституте полным-полно студентов из африканских стран, например. И все как-то более или менее уживаются, несмотря на вероисповедание или цвет кожи, хоть и не без трений.
Если же заглянуть на страницы недавней истории Соединенных Штатов Америки, то сразу же бросается в глаза их проблема расизма, с которой они отчаянно и даже абсурдно борются последние пару десятилетий. Длительное время в США отношение белых к афроамериканцам и наоборот являлось острой темой. И исследованию этого вопроса посвятил основное свое творчество американский режиссер Спайк Ли. В данном случае я хотел бы вспомнить его фильм «Толкачи».
Спайк Ли – вообще личность чрезвычайно важная для развития американской культуры. Он стал самым первым чернокожим кинорежиссером в полнометражном кино. Именно Ли привел в большое кино столь известные сегодня фамилии: Дензел Вашингтон, Сэмуэль Л. Джексон, Уэсли Снайпс, Холли Берри. У него эти ребята играли первые свои большие и малые роли.
Возвращаемся к «Толкачам». Этот фильм на мой взгляд является квинтэссенцией режиссерских талантов Спайка Ли.
Действие происходит в небольшом негритянском районе Нью-Йорка. В этом сюжете нам встретятся несколько главных героев. Один из них молодой чернокожий паренек по кличке Страйк работает «толкачем» наркотиков в банде некоего Родни Литтла, который ведет себя со Страйком по-отечески. Однажды босс просит Страйка разобраться с одним недобропорядочным сотрудником. Случается убийство. И здесь в историю включаются два других героя: белые детективы Рокко Кляйн и Ларри Мазилли. Они работают в убойном отделе местного полицейского участка. И шаг за шагом эти легавые планируют добраться сначала до Страйка, а потом через него и до Родни Литтла. Узелок затягивается. И всё это приведет к напряженному накалу страстей и удивительной развязке.
Самое важное здесь — характеры, взаимоотношения людей, сосуществование разных чёрных и разных белых. Но самое главное, что заставляет меня назвать этот фильм шедевром – это режиссерская концепция картины. То, как здесь всё представлено дирижером экранного действа. Спайк Ли при помощи филигранного монтажа и довольно своеобразной, яркой цветокоррекции добивается ощущения метафизики в истории. Художественные образы здесь создаются в основном за счет монтажа – а именно сопоставления предыдущей сцены с последующей. Работа с оператором Маликом Хасаном Сайидом отличается световой и цветовой экспрессией – повсюду эффектное цветное освещение (далеко не всегда реалистичное), активное использование вращений и движений камеры. Короче говоря, «Толкачи» очень выразительны с художественной точки зрения. И это придает повествованию особенную поэтику. Хотя, казалось бы, какая может быть поэтика в истории про торговцев наркотиками и тех, кто их ловит? А бывает, оказывается!
К тому же, следует отметить, что, пожалуй, Харви Кейтель сыграл в этом фильме одну из лучших своих ролей.
Трейлер: