53 фильма: «Мальтийский сокол»
Новый спецпроект информационного агентства «53 новости» представляет читателям самые знаковые фильмы по нашему выбору.
Каждую неделю в четверг и воскресенье мы будем вас знакомить как с премьерами, так и с фильмами, вошедшими в классику кино.
Ведущий спецпроекта «53 фильма» — новгородский кинорежиссер и сценарист Владислав Дикарев.
53 фильма: «Мальтийский сокол»
Страна: США
Название: Мальтийский сокол (The Maltese falcon)
Год: 1941
Студия: Warner bros.
Жанр: детектив
Режиссер: Джон Хьюстон
Оператор: Артур Идисон
Композитор: Адольф Дойч
В ролях: Хэмфри Богарт, Петер Лорре, Мэри Астор, Сидни Гринстрит, Ли Патрик и другие.
Сегодня, когда кинематограф существует уже вторую сотню лет, накопилось огромное множество разновидностей фильмов, жанров и стилистических направлений. Но для того, чтобы мы с вами сегодня имели столь широкий выбор, киноискусству пришлось пройти долгий путь проб, ошибок и побед. И за это время появлялись по-настоящему знаковые фильмы, дарившие миру кинематографа новые средства выразительности, использующиеся до сих пор. И я хотел бы рассказать вам о произведении, из которого выросли все современные детективы, криминальные драмы и боевики – «Мальтийский сокол».
В 1930-х огромную популярность получила так называемая нуар-литература. Это были дешевые романы в мягкой обложке, сюжеты которых вращались вокруг крутых сыщиков, роковых красоток, хитроумных злодеев, и всё это было обильно приправлено черным юмором и зубодробительным экшеном. Проникновение нуара в кино было вопросом времени. И вот, молодой режиссер-дебютант Джон Хьюстон в 1941 году создает экранизацию романа Дэшила Хэммета «Мальтийский сокол», еще не зная, что его фильм утвердит стереотип крутого героя, а также одну из самых потрясающих эстетик – нуар.
История «Мальтийского сокола» вращается вокруг чёрной статуэтки в форме хищной птицы, которая на самом деле сделана из золота. В охоту за реликвией оказывается случайно втянутым частный детектив Сэм Спэйд. Его вместе с напарником наняла таинственная дама, чтобы проследить, якобы за женихом своей сестры. Но во время слежки напарник Спэйда погибает от пули неизвестного. По ряду причин у полиции есть основания подозревать Сэма в причастности к убийству партнера. Но наш герой не робкого десятка – он непременно постарается во всем разобраться. При этом он будет ловок, предприимчив, а с лица не спадет хищная улыбка.
Кстати, еще одно неопровержимое достижение фильма – появление в полноценной главной роли замечательного актера Хэмфри Богарта, который почти на два десятилетия стал символом настоящего мужчины в американском кино (как в 1990-е Брюс Уиллис, а сегодня Джейсон Стэтхэм или Вин Дизель). В 1999 году американская киноакадемия назвала Богарта самым великим американским актером. Кстати, я бы зачислил этого исполнителя в список своих самых любимых. Нередко меня посещает горечь оттого, что все фильмы с его участием уже просмотрены.
«Мальтийский сокол» официально считается самым первым нуар-фильмом. И именно он установил основные принципы этого жанра – общая мрачность, всепоглощающий цинизм, отсутствие положительных персонажей, ночные пейзажи, роковая женщина. В каждом диалоге чувствуется огромная динамика и острота. Всё это было уже в наше время переосмыслено и в «Секретах Лос-Анджелеса», и в «Городе грехов». Лично для меня, нуар стоит на втором месте в списке любимых жанров, после вестернов.
Картину «Мальтийский сокол» рекомендую всем. Во-первых, потому что это отличное кино. Во-вторых, вы сможете понаблюдать, откуда пошли все современные экшн-жанры. В-третьих, посмотрите на то, каким Голливуд был когда-то.
Трейлер: