Илья Переседов: «Перед СМИ разверзлись три пасти: рекламодатель, читатель и государство»

Илья Переседов: «Перед СМИ разверзлись три пасти: рекламодатель, читатель и государство»

В условиях кризиса сотрудникам СМИ приходится искать новые методы для сохранения успешности издания или, в некоторых случаях, для сохранения издания как такового. О специфике выживания региональных СМИ рассуждает вице-президент «МедиаСоюза» Илья Переседов, давший мастер-класс в рамках конференции профессионального сообщества журналистов, которая состоялась 20 февраля.

Илья Переседов: «Перед СМИ разверзлись три пасти: рекламодатель, читатель и государство»«Мне непросто говорить о региональных СМИ в условиях кризиса, так как в этом вопросе я выступаю в качестве «заморского гостя». Но у меня есть убеждение, что настоящая журналистика осталась только в регионах, и я не лукавлю.

В гостинице я смотрел новгородское телевидение и на самом деле получил огромное удовольствие от качества работы журналистов. И меня поражает то, как вы здесь умудряетесь выжить.

Сегодня СМИ должны оглядываться на ту реальность, в которой мы существуем. С одной стороны, нужно стараться быть в курсе, потому что очень может быть, что легальное вчера, становится незаконным сегодня. Например, публикация персональных данных. В ближайший год это тема номер один для Роскомнадзора. Но тренд может и поменяться.

Но не только законодательная подоплека обуславливает существование медийного рынка. Элементарно в стране сейчас очень мало денег, и их становится все меньше.

В рамках дефицита денег неизбежно происходят сокращения персонала и уменьшение зарплат при сохранении прежнего объема работы. И это открывает хорошую перспективу для молодых и начинающих журналистов, потому что сегодня есть вероятность того, что очень скоро могут закрыться какие-нибудь местные издания. Новые кадры смогут заменить их самопалом, сделанном на коленях. Либо начнутся сокращения, и молодежь будут готовы взять на работу на меньшую ставку, пусть с заведомой потерей качества, но зато с сохранением издания.

Нельзя не упомянуть об еще одной важной тенденции.

Полгода назад мы проснулись в стране, в которой у федеральных СМИ практически нет региональной повестки.

И соответственно у нас образовался огромный информационный вакуум: из центральных СМИ люди не узнают о жизни в регионах. Это могут взять на себя местные издания. Сегодня у региональных СМИ появилась уникальная возможность к местным обобщениям: можно отслеживать сюжеты, выходя за рамки конкретного города и отдельно взятого региона. Существует огромное количество невостребованного материала, и весь вопрос в том, как его правильно перепаковать.

В кризисные времена у людей всегда возникала потребность и запрос в дешевых развлечениях. Мы можем обращаться к замечательной формуле из народной сказки: «Накорми, напои, рассмеши, напугай». В кризисные времена внутри этой формулы наиболее востребованы два последних пункта. Но поскольку запугиванием у нас занимаются федеральные СМИ, и региональным изданиям вряд ли получится соревноваться с ними из-за бюджета, то можно попытаться как-то рассмешить аудиторию, развлечь.

Также в условиях кризиса очень важно не потерять рекламу.

Кроме связи с избирательным и привередливым рекламодателем для СМИ важно сохранение хороших отношений с государством. У него сейчас выросли такие огромные зубы, которыми оно может откусить все, что хочет. И с этим надо мириться. Причем, на самом деле, для меня большой вопрос – как в таких условиях лучше поступать. То есть нужно ли провоцировать жестокую конкуренцию на местах в стиле фильма «Горец» – в живых останется только один, или поступить как-то иначе? Подружиться с государством или наоборот попытаться проявить какую-то корпоративную солидарность? Тот, кто останется один, в конечном итоге, не так-то сильно выиграет.

Илья Переседов: «Перед СМИ разверзлись три пасти: рекламодатель, читатель и государство»Перед СМИ разверзлись три пасти: рекламодатель, читатель и государство. И явно придется выкручиваться.

Если у вас нет возможности выйти на самоокупаемость или привлечь основного потенциального инвестора, то есть власть, значит, вам нужно переходить в корпоративный формат. Такой формат СМИ предполагает игру по жестким правилам. В этой ситуации вы 100-процентно транслируете то, в чем заинтересован инвестор, исключая неприятные для него вопросы. Вы берете на себя раскрутку определенного лица. Заполняете сайт покупаемым контентом, заставляете аудиторию олицетворять этот контент со спонсирующим СМИ лицом.

Сегодня для выживания изданий приходится отрабатывать все эти схемы. Нужно крутиться, вертеться и генерировать идеи. Чудес в этой жизни не бывает».

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.