Без вины виноватый водитель, или как связаны между собой разбитые окна и дорожное движение
Я получил на руки водительские права, позволяющие на законных основаниях управлять транспортными средствами категории B, проще говоря, легковыми автомобилями.
Водители, окончившие недавно обучение на права, — самые дисциплинированные водители. С рвением религиозных неофитов мы, новички, всегда пристёгиваемся и включаем поворотники для перестроения даже там, где поблизости нет других участников дорожного движения. Начинающие лучше всех знают Правила дорожного движения и относятся к их соблюдению ответственно. «Чайники» не хамят и не наглеют, они с уважением относятся к другим участникам дорожного движения, в том числе, к пешеходам и велосипедистам.
Неуверенность на дороге несколько компенсирует неукоснительное соблюдение правил, поэтому есть определённый риск, что «новообращённый» автомобилист попадёт в ДТП из-за того, что растерялся в сложной ситуации. Несмотря на это, мне непонятна ситуация, когда опытный водитель скептически хмыкает в сторону более молодого «коллеги», разбившего бампер о другую машину: мол, «чайник», что с него взять?
Те, кто ездит за рулём не так много времени, сейчас наверняка меня поймут. Ещё в процессе обучения я столкнулся с тотальным несоблюдением правил многими участниками дорожного движения, которые должны, по идее, быть примером для нас, молодых. Поворотники включаются перед самым поворотом или перестроением, при въезде на перекрёсток с круговым движением правый поворотник практически никогда не включается, хотя правила обязывают это делать.
О движении по полосам можно вообще забыть, особенно в зимнее время года, что видно по накатанной колее между двумя полосами четырёхполосной дороги (пример — Орловская улица). Колея указывает на реальную потребность водителей в проезжей части и как бы намекает, что дорогу можно сузить на две полосы без риска получить в этом месте пробки. Впрочем, это тема для отдельного материала.
Что происходит с вчерашними отличниками обучения в автошколе? Выезжая на дорогу, новичок сталкивается с непониманием некоторых участников дорожного движения его действий. Это он ездит по правилам, а хамят почему-то ему, а не тому жлобу, который повернул не с той полосы движения. Бибикают сзади, если немного замешкался или решил не стартовать на жёлтый сигнал светофора. И то, и другое, на секундочку запрещено ПДД (сигналить в населённых пунктах можно только при угрозе ДТП).
Конечно, есть и другая категория водителей-новичков. Эти, другие, впервые садятся за руль задолго до обучения в автошколе или ПТУ, разъезжают по своему району с друзьями, иногда подшофе.
Нарушая с самого начала, человеку сложно перестроиться на нужный лад и начать соблюдать, даже не потому что склад у водителя такой, а просто суть правил становится неочевидной и дискредитируется необязательностью их исполнения.
Теория разбитых окон в действии. Если в одном неиспользуемом доме разбить одно окно, то вскоре все остальные стёкла будут побиты, даже если дом до этого годы стоял целый и невредимый. Теория иллюстрирует случай, когда закон перестаёт работать, если обязательность его исполнения поставлена под сомнение. Так и в нашем случае: одно маленькое нарушение может спровоцировать всплеск ему подобных от других участников дорожного движения из разряда «сомневающихся», которые не против соблюдать правила, но особым рвением в этом не отличаются: если ему можно, то почему мне нельзя? И таких, как правило, большинство. Это радикалов (закона или беззакония) мало, хотя они и заметнее.
Если сама среда формирует из добропорядочных граждан нарушителей, то интересно, как долго я смогу ездить по правилам, а не по понятиям?