Ах, как хочется ворваться в городок

Ах, как хочется ворваться в городок

Наступил год 2015-й, который, по выкладкам и прогнозам всевозможных экономических экспертов, должен стать кризисным. Но это не должно пугать нас, горожан. Макроэкономические процессы важны, за ними стоит следить, но за шорами большой политики и большой экономики мы не замечаем более важных для повседневной, если хотите, сиюминутной жизни вещей.

Меня всегда радовали примеры людей, которые бросались в бизнес как в омут с головой, когда это казалось окружающим наиболее рискованным шагом — в кризис. Предприятия банкротятся, покупательская способность населения падает, привычки клиентов меняются — ну какой к чёрту бизнес? Но люди смелые и, главное, образованные понимают, что кризис — это передел рынка, и там, где кто-то долю теряет, кто-то другой занимает освободившуюся нишу. И идут, открывают новые предприятия, платят налоги, сражаются с бюрократией и побеждают.

Городские сообщества — системы, не изолированные от внешнего мира, но они достаточно замкнуты и организованны, чтобы представлять собой интерес для малого бизнеса. Так уж получилось, что в нашей стране многие до сих пор мыслят глобальными категориями, из-за чего наше непосредственное остаётся за пределами взгляда, направленного вдаль, чтобы рассмотреть крупномасштабные «объекты» целиком. А там, вдали, падающий рубль, двузначная инфляция, санкции и контрсанкции, ну вы поняли.

Но давайте сами себе признаемся. Разве мы перестанем покупать хлеб и другие продукты, которые можно произвести на локальном уровне? Разве перестанем ходить в парикмахерскую и с друзьями в кафе или бар хотя бы иногда? Многие потребности удовлетворяются почти на уровне вытянутой руки, и сегмент локального бизнеса будет только расти, потому что ниша пока не заполнена.

Многие уже побывали в одной или нескольких странах старушки-Европы. Или, допустим, смотрели европейское кино. Лично меня там восхищает, насколько высоко организованы местные сообщества. Соседи друг друга знают со всеми достоинствами и недостатками, многие обращаются друг к другу за помощью, а самые предприимчивые сумели свои способности монетизировать и предлают свою помощь уже на коммерческой основе. И никто не обижается на меркантильность соседа — каждый труд имеет свою цену.

В Великом Новгороде, да и вообще в России, пока тяжело даются социальные связи на уровне микрорайона. Что-то подобное мы уже наблюдали в советское время, да и в моё детство в 90-е годы соседи «стреляли» у нас табуретки для очередного торжества с большим количеством гостей.

«Где рождение справляли и навеки провожали всем двором», — пела Анжелика Варум, и ностальгически-мечтательный настрой песни как нельзя лучше характеризует социальные связи в тесном внутригородском сообществе, на уровне отдельных кварталов.

В постсоветскую эпоху семьи замкнулись на себе и своей частной собственности, но всё больше людей приходит к выводу, что волком жить — по волчьи выть. Иными словами, вместе веселее и проще. Так появились так называемые «новые» предприниматели — парикмахеры, булочники, кондитеры, владельцы баров, многие из которых просто монетизировали своё хобби или интерес к чему-либо, который перестал быть праздным.

Кризис наступает нам на пятки. И спасение от него — в кооперации.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.