Цирк, в котором страшно

Цирк, в котором страшно

Колонку эту я сел писать на самом деле недели три назад. Просто как открыл кучу публикаций в интернете, так и, простите за неуклюжий каламбур, так и сел… Слишком много информации, слишком много противоречивых выводов, надо было разобраться. Не описывать же свои банальные эмоции от увиденного.

То что бойня в Донбассе превратилась в он-лайн шоу ясно любому, севшему за монитор или включившему телевизор. Нет, история, конечно, знала вооруженные конфликты и по циничнее и по кровавее, но нынешняя гражданская война на Украине стала беспрецедентной.

Беспрецедентной по количеству фотографий людских тел, расчлененных снарядами и тесаками убийц, свежего, буквально минутной давности, контента с полей сражений, человеческой боли в соцсетях, незамечаемой в упор жителями тех стран, где господствует мировоззрение продуцированное США. В своей прошлой колонке «Молчание хомячков», я уже отметил тот факт, что эта близорукость и синдром каменного сердца стали следствием жизни в потребительском обществе.

Но, следуя гегелевскому классическому тезису о единстве и борьбе противоположностей, возникает следующий вывод: если западное общество потеряло способность к эмпатии (человеческому сопереживанию), и по-прежнему является потребительским, то активный спрос господ-консументов на визуальную жестокость объясним. Причем объясним просто.

Все происходит по той же причине, по которой отупевающий от работы и бытовой рутины особь мужеска или женска пола с удовольствием смотрит фильмы ужасов — они хоть немного гальванизируют медленно умирающего внутреннего человека. Есть, не удивляйтесь, и такой — это наша на самом деле бессмертная душа.

Соцсети и публикуемые в сети картины жестокости дали впервые, повторюсь, эффект массового максимального вовлечения зрителя в происходящее с риском, ну разве что для психики. Вообще социальные сети — при всей их полезности и необходимости как связующего звена для современного общества — опять же западная новация, продукт, технология.

Такая же, кстати, как феномен гладиаторского боя — шоу ужасов древнего мира. Также с плебеи с верхних рядов и патриции с нижних в Риме наблюдали за очередным боем не на жизнь, а на смерть на арене античного цирка. И Колизей был не только местом жестоких развлечений, но и социальной площадкой. Чувствуете аналогию?

Гладиаторский бой.  Мозаика из виллы Боргезе. Ок. 300 г. Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.

Мой любимый Гай Светоний Транквилл в «Жизни двенадцати цезарей» описывал отношение к гладиаторским играм императора Клавдия — не самого, кстати, жестокого из повелителей Рима: «На гладиаторских играх, своих или чужих, он всякий раз приказывал добивать даже тех, кто упал случайно, особенно же ретиариев: ему хотелось посмотреть в лицо умирающим». Для справки: (лат. retiarius — «боец с сетью»). Это желание «посмотреть в лицо умирающим» — основа современных медиа и общества, их темная сторона.
Вообще-то, поступок императора осуждали даже его современники — ведь было принято, что судьбу проигравшего гладиатора решали демократично, голосованием, поднимая руку или опуская большой палец вниз.

Цирк, в котором страшноP.S. Ну а это уже голосование актуальное. Самое неприятное даже не то, что из человеческой трагедии, пусть даже презренного карателя, делают шоу. А то, что судить предлагают анонимно.

Нас много — 4999. А когда зрителей-присяжных много — не так предосудительно для личной морали внутреннего человека выносить приговор.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.