Колонка редактора: «Большевики и меньшевики»

Колонка редактора: «Большевики и меньшевики»

Ах этот вечный выбор между интересами большинства и чаяниями меньшинства…

Прямая линия с Владимиром Путиным. Фото пресс-службы Президента РоссииВ очередной раз этот, по сути своей философский, вопрос стал одним из обсуждавшихся на прямой линии Владимира Путина, которая прошла 17 апреля. К нему Президент обращался аж два раза.

Выдержки из текста прямой линии, полужирный курсив «53 новостей»:

«Илья Белов из Москвы спрашивает: «Не считаете ли Вы, что после крымских событий площадка либеральной оппозиции в нашем обществе стала совсем узкой?»

В.ПУТИН: Я думаю, что в нашем обществе она и не была такой уж очень широкой, просто казалось, что она такая могучая. Небольшая группа революционеров, и они бесконечно далеки от народа, как говорили классики. Но это важная составляющая нашего общества, важная

…Мы должны, конечно, ориентироваться на мнение большинства и исходя из этого мнения принимать решения, строить свою политику и внутри страны, и внешнюю политику, но никогда не забывать про мнение тех людей, которые остаются в меньшинстве, имеют собственную точку зрения на то, что делается в стране и на международной арене, и иметь это в виду, прислушиваться к этому. Но я не могу сказать, что государство как-то целенаправленно что-то здесь сокращает».

И еще:

«Мы будем ориентироваться на мнение большинства и строить свою политику исходя из их интересов, но, конечно, мы должны слышать и любую другую точку зрения, даже если она представлена меньшинством».

Если комментировать сказанное Путиным, и если внимательно отслеживать не только слова, но и дела, то можно сделать простой вывод: власть делает поворот, направленный на консолидацию общества путем диалога с меньшинством, с оппозицией. Вот лишь немногое из сказанного и сделанного за последнее время: коммунист Локоть выигрывает мэрские выборы в Новосибирске, на телеканале «Россия 1» «триумфальный» Лимонов в фильме Брилева «Конституционная практика» рассуждает о том, каким мог бы быть Основной закон страны, бендеровцы из «Правого сектора» (!) и либеральная оппозиция 15 марта проводят легальный митинг и марш в Москве.

Конечно, ставить рядом коммунистов и «Правый сектор» в один лагерь, на первый взгляд нельзя, но перед лицом господствующей власти союзниками во все времена и во всех странах вольно или невольно становились совершенно разнонаправленные политические силы. Так в Гражданскую войну монархисты и социал-революционеры встали по одну сторону фронта против большевиков. Как бы то ни было, Россия превзошла Запад в толерантности по отношению к политическим противникам — я с трудом представляю себе боевиков талибана, марширующих в Вашингтоне, или бойцов самообороны Юго-Востока Украины в Киеве.

Кремль, как это повелось в последнее время, в очередной раз переигрывает Западный мир. Если последний расколот по ряду политических и культурных разломов, то Россия начинает выглядеть страной, где к мнению оппозиции прислушиваются и ее наиболее конструктивную часть допускают до власти.

Вообще, тезис Путина идеален — решающее большинство и услышанное меньшинство. И если до воплощения идеала в жизнь еще идти и идти, то мы хотя бы ползем в правильном направлении.

Так большинство общества, желающее жить в Великой России, с сильной государственной властью и экономикой, давно знакомо с позицией оппозиционного меньшинства: интернет заполонен СМИ, для которых правилом жизни является оппонирование власти без рассуждений, любая инициатива власти — хоть какая — встречает недюжинное сопротивление, слово «патриот» давно стало ругательным.

Слышать на самом деле надо и меньшинству, иначе оно лишает себя, как минимум, информации. И оппозиция власти, и сама властная элита в России грешат глухотой. И если сама природа властной элиты предполагает, что она может внезапно начать слышать просто по окрику сверху, то с оппозицией не так все просто.

Иллюстрация газеты «Новое  Время» 4 марта (20 февраля) 1912 года: «Дрязги между большевиками и меньшевиками».Поскольку она децентрализована — заставлять слышать и слушать некому. В существующей политической системе мы обречены иметь глухую оппозицию, которая может лишь агрессивно орать на митингах. Так может — пофантазируем – власти приложить еще одно волевое усилие и создать наконец в нашей стране двухпартийную систему? В плане политического строительства я закоренелый западник и полагаю, что поход своим путем для России слишком дорог — незачем строить велосипед. США, Германия, Великобритания, Франция, любая развитая сильная страна, использует двухпартийную систему, где оппозиция слышит и говорит, а власть слышит и принимает решения. Причем политические элиты с обоих сторон — страшно сказать — сменяют друг друга с периодом от пяти до тридцати лет.

На самом деле — обществом правит меньшинство. Не тайное правительство, конечно, хотя я всегда относился к конспирологическим идеям с симпатией. Правят либо интеллектуалы, либо профессиональные управленцы, либо культурная элита, либо денежные мешки. Но право на власть меньшинство должно получить из рук большинства. Современной политической оппозиции в нашей стране большинство власть не передавало. На то она и оппозиция — без власти и в меньшинстве.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.