Мы ВКонтакте

Дина Чайникова: «В традиционной одежде девушки чувствуют себя красавицами»

Светлана Горина
18.11.2015, 18:16

Многие новгородцы уже видели изделия члена Союза художников России Дины Чайниковой. Мастер воссоздает нарядные, яркие головные уборы и костюмы русских барышень прошлых веков.

Дина Чайникова сама изучает различные виды и формы народного костюма и технологии кроя, пошива, декора головных уборов.

Ее изделия экспонируются на областных, региональных, международных выставках. Мастер сотрудничает с музеями, например, со Смоленским краеведческим музеем, Архангельским, Переяславль-Залесским, Новгородским музеем-заповедником.

Дивной красоты головные уборы Дины Чайниковой рождаются в творческой мастерской в Политехническом колледже НовГУ, где мастер проводит занятия для студентов отделения дизайна колледжа и Новгородского университета.

Стоит отметить, что сама мастерская напоминает музей. Здесь можно увидеть обстановку послевоенного времени и быт новгородской деревни, а также наряды конца XVIII-начала XIX века – женские и мужские купеческие костюмы, крестьянские девические сарафаны и головные уборы.

Дина Чайникова рассказала о занятиях по традиционному костюму:

– Когда нужно рассказать о нарядах более подробно, я приношу из дома головные уборы, сделанные своими руками. Эти изделия уже экспонировались на многих выставках. После занятия многие девушки с удовольствием надевают эти головные уборы и фотографируются. Кроме того, студенты отделения дизайна нередко берут эти красивые вещи для занятий по живописи. Так, в прошлом году они рисовали портрет купчихи в псковском шишаке, а в этом году будут работать над богатым крестьянским костюмом.

На стендах мастерской представлены виды кроя традиционной крестьянской одежды, различные виды вышивок.

– В прошлом году я нашла интересный материал о влиянии декора византийской одежды на русский костюм. Стоит отметить, что сначала иностранный декор проникал в одежду высокой знати, в церковную среду, а затем и в крестьянскую одежду. Поэтому крестьянские вышивки в примитивной форме повторяют декор византийских костюмов. Конечно, крестьяне при изготовлении одежды не использовали драгоценные камни. Вместо этого было цветное стекло, речной жемчуг, когда его промысел был развит в северных реках. Так, в Новгороде жила семья Перловых, которая занималась ловлей и обработкой жемчуга. Речной жемчуг был мелкий, но в крестьянской среде он был востребован. А для дорогой одежды использовался привозной жемчуг круглой правильной формы, – рассказала мастер.

Дина Константиновна, по образованию вы инженер-машиностроитель. Как вы пришли к творчеству?

– Много лет назад я побывала на выставке в Доме народного творчества, где экспонировались традиционные костюмы. Но меня удивило, что там не было ни одного головного убора. Я пообщалась с сотрудниками учреждения, и мне предложили попробовать себя в роли мастера.

Я изучила много литературы и сделала свой первый головной убор – твердый повойник. В его проектировке мне помогли и технические навыки. Изделие подошло для выставок Дома народного творчества, повойник у меня купили и заказали еще. Так и началось мое увлечение этим творчеством. Сейчас я занимаюсь в основном крестьянскими головными уборами, но работала и с дворянскими и боярскими нарядами.

Это довольно дорогой вид творчества?

– Да, расходы на материалы большие, но мне интересно работать.

Вы работаете и в «Витославлицах»  фотографируете новгородцев и туристов в традиционных богатых костюмах. Как, на ваш взгляд, выглядят современные девушки в старинных нарядах?

– Вы не поверите, как меняется облик женщины в таком наряде. Девушки сами отмечают, как хорошо, удобно им в этой одежде. Они чувствуют себя красавицами. У девушки в традиционном костюме появляется совсем другая стать – она словно несет себя.

Однажды традиционный костюм захотела примерить будущая мама. Поначалу она очень стеснялась, но как только надела костюм, он совершенно скрыл животик. Женщина чувствует себя в этом наряде защищенной, спрятанной. А когда женщина надевает красивый головной убор, то ее лицо, обрамленное затейливой вышивкой, совершенно преображается.

Интересно, что дорогие костюмы передавались из поколения в поколение и потому шились с запасом — если наряд надевала девушка полненькая, одежду можно было расшить.

Известно, что в крестьянской семье каждая девушка была хорошей мастерицей. Могла ли она сама сшить себе такой нарядный костюм?

– Крестьянские дети начинали работать с раннего возраста вместе с родителями. Девочек в 8-10 лет учили прясть, шить, вышивать, и они уже начинали готовить себе приданное. Чем больше приданного было у невесты, тем больше у нее шансов было удачно выйти замуж. Приданное показывало, что девушка на выданье — хорошая рукодельница, сможет вести семейную жизнь и научить всему будущих детей. Хорошая невеста привозила в новую семью три воза с приданным.

Девушка заготавливала подарки всем родственникам мужа — полотенца, постельное и столовое белье, украшенные красивой вышивкой.

Но парадные костюмы обычно шились на заказ у мастериц. Такие наряды одевали на церковные праздники, на ярмарку, для поездки к родственникам, чтобы показать достаток и благополучие семьи.

Отличались ли костюмы из разных регионов страны?

– Одежду украшали вышитые рисунки, традиционные для конкретного региона. Но красивые богатые головные уборы и наряды в семье берегли, передавали из поколения в поколение, увозили в другие губернии, и техника вышивания нередко заимствовалась, смешивалась с другими.

Например, головной убор псковский шишак впервые обнаружили в городе Торопец Псковской губернии. Но сейчас он хранится в музеях Подмосковья, Зауралья.

Сохранились ли сейчас старинные русские костюмы?

– Да, некоторые наряды крестьян остались в семьях новгородцев и до наших дней. В конце ХХ века доставшиеся от бабушек новгородские сборники и другие головные уборы жители города подарили музею. По этим изделиям я училась делать авторские копии головных уборов.

Отмечу, что я не занимаюсь реконструкцией, не стараюсь точно повторять оригинальные вещи, ведь они уже есть в музеях и частных коллекциях. В моих изделиях виден авторский взгляд. В своей работе я использую современные материалы, а не традиционные, как другие мастерицы.

Расскажите, какие виды головных уборов носили наши предки?

– Головные уборы были девичьи и женские. Девушки до замужества носили повязки, ленты, которые открывали верхнюю часть головы, так как девушки до свадьбы носили только одну косу. Количество лент в косе тоже имело символическое значение. Так, одна лента означала — девушка еще слишком молодая для замужества, а несколько лент подавали женихам знак — уже можно засылать сватов.

Женские головные уборы всегда полностью закрывали голову. По обычаям старины, волосы замужней женщины мог видеть только муж. Поэтому жена носила повойник — маленькую плотную шапочку, а сверху надевался головной убор — кика, кокошник, сборник.

Кокошники были праздничным головным убором. Они изготавливались на твердой основе, были разной формы. Название головного убора происходило от слова «кок», то есть «петушиный гребень».

Вышивки на головных уборах были также символичны. Например, на головных уборах Белозерска часто встречается вышивка золотными нитками, речным жемчугом или бисером в форме распростертой лягушки. Как считают специалисты, это символ рожающей женщины, будущей матери, который охраняет хозяйку убора.

Ромбы на девичьей одежде вышивались с незаполненной серединой, а на женской одежде серединка ромбов была заполнена.

Для изготовления одежды в основном использовался домотканный лен. С развитием производства появилась и хлопчатобумажная одежда, но изготавливать ее было дорого. Поэтому иногда рукава делали из фабричного материала, а нижнюю часть — из домотканого полотна. Ведь крестьяне стирали только нижнюю часть одежды, которая чаще пачкалась, а верх берегли.

Вы сами носите ваши изделия?

– В «Витославлицах» я работаю в одном из своих головных уборов под названием «Сорока новгородская». Это был как праздничный, так и повседневный убор, в зависимости от украшений. Это женский убор – его украшают ромбы с заполненной серединкой. Кроме того, там вышит цветок в форме солнца, по кругу идут ромбы, означающие 13 месяцев старого календаря. Четыре пары фигурок животных символизируют четыре времени года. Вся композиция представляет собой женский календарь для полевых работ.

Фото из архива Дины Чайниковой  

                                                                                                                                                                                                       
Просмотров: 2574
Комментарии

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу.

Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами.

Читайте также