Виктор Кутковой: «Творчество – это таинственная встреча человека с Творцом»

Виктор Кутковой: «Творчество – это таинственная встреча человека с Творцом»

Некоторые верующие считают, что молиться лучше на старинные, намоленные иконы, чем на современные. Так ли это? И можно ли икону рассматривать как произведение искусства, ведь древние образы можно встретить не только в храмах, но и в музеях? Об этом и много другом читателям «53 новостей» рассказал кандидат философских наук, член Союза художников России, иконописец Виктор Кутковой.

Иконы Виктора Куткового можно видеть в храмах Великого Новгорода. Так, вместе с супругой Ниной Кутковой он написал иконостасы для малого Покровского храма и церкви свв. бессребреников Космы и Дамиана. Кроме того, иконопись Кутковых находится в храмах Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Бежецка, Ставропольского края, Старой Руссы, а также в православных храмах Голландии, Соединенных Штатов Америки, Швеции, Южной Африки и других стран.

Виктор Кутковой: «Творчество – это таинственная встреча человека с Творцом»

Виктор Кутковой является почетным членом Санкт-Петербургского научно-исследовательского института православной иконологии. Его статьи встречаются на многих сайтах, изданы в различных отечественных и зарубежных журналах. Наш собеседник — автор пяти монографий по философии иконы и свыше 60 научных статей.

Корреспондент сетевого издания побеседовала с иконописцем в его мастерской, из окна которой открывался прекрасный внутренний вид Десятинного монастыря. На стенах мастерской художника — несколько картин: разделенный крестом диптих «Промчался ветер вдоль Земли Обетованной», сложная композиция «Купина неопалимая», замысловатое полотно с расписанной рамой «Дорога домой»…

Виктор Семенович немного рассказал о создании этих произведений. Так, картина «Купина неопалимая» была написана в 2002 году в память о близких художниках, ушедших в мир иной, и об иконах, навсегда утраченных во время гонений и войн.

— Верхняя часть композиции писана по старой «лысой» доске из заброшенного храма, которую мне подарил мой старший товарищ, известный новгородский реставратор Василий Макарович Чехонадский, к сожалению, давно умерший. Доска долго у меня лежала, поскольку ветхое состояние не позволяло создать на ней икону. Хотелось как-то использовать этот артефакт, а как – я не знал.

Наконец, замысел созрел: мы с женой написали по дереву, битому временем, образ вселенной. А нижняя часть картины выполнена на новой доске, и здесь разворачивается сюжет Неопалимой купины. Вы спрашиваете об особенности иконы как таковой? Её путь сакрален. В старину сильно обветшавшие образы не принято было выбрасывать – их сжигали или сплавляли по реке. И сейчас раз в 10 лет в Константинополе Патриарх варит святое миро в специальной печи на пламени иконных досок, когда-то хранивших священные изображения, – рассказал Виктор Семенович.

Иконописец подчеркнул: в православии не принято приписывать каких-либо магических свойств материалам:

— Догмат, принятый на Седьмой Вселенском соборе, гласит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. К иконе следует относиться как к визуальному выражению православной веры. Неслучайно упомянутый Собор приравнял икону к кресту. Как говорили отцы Собора, то, что написано в Евангелии чернилами, иконописец пишет красками на доске.

Уважительное отношение к сакральному образу сегодня появляется в тех конфессиях, которые в прошлом считали иконы идолами. Недавно католический еженедельник Tablet сообщил: немецкие протестанты выразили сожаление в связи с уничтожением икон, статуй, алтарей и литургического убранства католических храмов во время Реформации и принесли извинения за действия своих единоверцев в прошлом.

На Западе в некоторых протестантских общинах, особенно у англикан, не редкость русские и греческие православные иконы. Лет 15–20 назад архиепископ Кентерберийский признавался, что молится на образы русского письма. А небезызвестный принц Чарльз заказал для себя иконы у московского изографа Сергея Федорова.

Виктор Кутковой: «Творчество – это таинственная встреча человека с Творцом»

Первую икону Виктор Кутковой написал в 80-х годах, после того как крестили дочь.

Тогда в качестве благодарности он преподнес священнику собственноручную копию новгородской иконы Иоанна Златоуста. Батюшке подарок понравился, и он благословил художника на дальнейшее писание икон.

Виктор Семенович, известно, что создание иконы — работа сложная и требует от художника серьезной подготовки, прежде всего в духовном плане. В чем особенность создания образа?

— Истинно православной иконы нет без канона. Существует три его уровня: первый – это стабильное «ядро» – то есть богословско-догматические положения, касающиеся представлений о мире и вере; второй уровень – система принципов создания живописного образа, порождаемая первым уровнем и отраженная преимущественно в формуле «по образу и подобию» (чем и продиктована относительная повторяемость иконографических образцов); третий уровень – система профессиональных и технических приемов, предшествующая созданию образа — пост, молитва, исповедь иконника, изучение им священных текстов, иконописных подлинников, особая специфика подготовки материалов.

Поэтому иконописец должен быть богословом. И без серьезной подготовки, без усердных молитв он им стать не может.

Виктор Кутковой: «Творчество – это таинственная встреча человека с Творцом»

Я принципиальный противник того, чтобы иконописью занимались дети, а сейчас такая практика почему-то стала весьма распространена. Ничего хорошего из этого получиться не может. Не случайно же нет ни одного древнего документального подтверждения тому, что раньше иконописью занимались дети. Вы встречали выражение «детская икона» в каком-либо древнерусском тексте? Я четверть века профессионально занимаюсь медиевистикой и до сих пор ничего похожего не встречал. Ребятишки лишь помогали иконописцам растирать краски, а наиболее одаренным из них под строгим наблюдением поручали несложные операции непосредственно в процессе иконописания. Причина одна: икона пишется духовным опытом человека.

Каждый цвет в иконе имеет свое символическое значение. В основном здесь преобладают чистые цвета – голубые, зеленые, красные, желтые. К слову, у древних иконописцев практически не существовало палитры. Если нужно было смешать те или иные цвета, то сначала писали одним цветом, а сверху накладывали другой, так, чтобы сквозь верхний слой просвечивал нижний. Это давало глубину и защищало краски от их химической реакции.

Например, если я снизу положу желтый цвет, а сверху – полупрозрачный синий, то получу зеленый, но при этом краски не будут вступать друг с другом в химическую реакцию, как при смешивании. Вместо этого мы приобретем интересный стереоэффект. Поэтому в иконе практически никогда не было сложных синтетических цветов, и мы сегодня восторгаемся яркими, праздничными по духу иконами. Что не упраздняло очень тонких колористических отношений.

Одним из выдающихся русских иконописцев является Андрей Рублев. Его иконы почитают православные, а также изучают историки, искусствоведы. Может ли икона стать предметом научного изучения?

— Для современной науки не существует преград. Но сделаю одно замечание. Синодальный и советский исторические периоды свели иконопись на уровень чуть ли ни мирского искусства. А это фактически ересь. Икона – не просто искусство, а наглядное выражение литургии или домашних молитв, коль она находится в Красном углу.

Искусство Андрея Рублева заключается в его глубочайшей духовности. Преподобный Андрей прозревал Царство Небесное, невообразимым способом умел найти соответствующие изобразительные эквиваленты и отразить Небо на отлевкашенной доске, то Небо, на которое уводит молящегося литургия. При этом иконописец не отступал от канонов. Наоборот, они ощутимо помогали ему.

Отмечу, что канон – не шаблон и не препятствие в работе иконописца.

Любое великое искусство – античное греческое, древнеегипетское, древнекитайское – всегда имело свои каноны. Так, статуе «Дорифор», изваянной известным древнегреческим скульптором Поликлетом, даже дали второе название «Канон».

Канон – это особый язык, а не «дежурный» набор определенных приемов. Как в русском языке есть свои правила, позволяющие нам общаться и понимать друг друга, так и в иконописи тоже есть своя неотменимая грамота.

Может ли иконописец выразить себя в иконе?

— Разумеется. Мы отчетливо видим: иконы Андрея Рублева отличаются от икон, созданных другим великим русским иконописцем Феофаном Греком. Надо лишь не путать индивидуальные особенности их почерков с большим стилем, внутри которого работали оба гения. Именно наличие единого большого стиля (нельзя путать его с каноном) позволяло Андрею Рублеву успешно трудиться вместе с Феофаном Греком над иконостасом церкви Благовещения в московском Кремле. Играл здесь свою роль, разумеется, и канон.

В дальнейшем, до конца жизни оставшись на Руси, опытный Феофан Грек заметно «дрейфует» в сторону мировидения молодого Рублева. Феофан, будучи сам исихастом (исихазм – целое духовное направление в православии), явно видел совершенство молодого инока, тоже исихаста.

Виктор Кутковой: «Творчество – это таинственная встреча человека с Творцом»

Но и для Рублева опыт общения с Феофаном не прошел напрасно: он позаимствовал от Грека творческую смелость, но знал меру и никогда не переходил грань дозволенного каноном.

Иконописец работает с определенным набором цветов. Как можно расшифровать древнюю цветовую символику?

— Эта тема требует отдельного разговора. В противном случае можно скатиться в примитивную поверхностность. Но все-таки попробую сказать и по-возможности кратко. Начну с того, что в древности цвета понимали совершенно иначе, чем сейчас.

Возьмем для примера наследие Андрея Рублева. Гениального иконописца занимала идея передачи света через цвет. Дело в том, что свет в парадигме православия противостоит тьме, отсюда он – главная богословская и эстетическая категория в Средневековье. Достаточно обратиться к трудам преподобного Симеона Нового Богослова, жившего в X веке. В «Гимнах» этот самый солнечный православный мистик описал свои встречи со Христом.

Но у Симеона мы не найдем антропоморфного описания Спасителя. Речь идет только о световых впечатлениях; причем, не в пространственных, а именно в световых категориях преподобный представил свой неотмирный опыт.

И неважно, был ли знаком Андрей Рублев с трудами Симеона Нового Богослова, достаточно того, что иконописец был исихастом. Почему в своем творчестве он и использует как раз идею света. Если внимательно посмотреть, то его знаменитая икона «Пресвятая Троица» выглядит неким мистическим световым окном, в метафорическом смысле, конечно.

У древнерусского человека мышление было цветное. Например, негра нарекали синцом. А разве негры синие? Конечно, нет. Русичи синим называли всё сияющее темным наблеском. В просторечии синяк не случайно и сегодня – «фонарь», но он ведь багровый, а не синий.

Черный же всегда понимался цветом ада. Поэтому коней, например, наши предки живописали не черными, а синими. Ибо кони никогда не связывались с адом.

Зеленый в сознании средневековых людей означал «молодой», «играющий», «цветущий, как весна». Поэтому мы до сих пор говорим «зеленая молодежь», «зелено вино», ведь вино бурлит, играет, оно наполнено энергией. А значит – светом, ибо и свет есть энергия, и энергия – свет.

Важно было обозначить не цвет самой вещи, а ее существенные характеристики: светимость и яркость (зеленый и синий) или отсутствие этого качества.

Красный цвет в отличие от черного в своих значениях очень разнообразен. На иконах он выступает символом мученичества — у мучеников, в частности, у Георгия Победоносца, плащ всегда красный. Красным пишется облачение Евы, когда Христос выводит ее и Адама из ада, и тогда красный свидетельствует о примирении с Богом согрешившего человечества.

Красный цвет — еще и символ Божественного дара, благодати. Неслучайно киноварью живописали лапы, крылья, голову змия – того, которого поражает Георгий Победоносец. Бог ведь раздает свои дары безвозвратно, на что, собственно, и намекает киноварь при изображении этого князя ада. Дар свободы выбора у него никто не отнимал. Соединение красным цветом воедино головы, крыльев и лап основывается на потенциальной возможности: «Куда хочу, туда ползу и лечу».

Вы как-то пытаетесь выразить себя в иконописи?

— Церковное творчество отличается от мирского тем, что иконописец должен выражать не себя, а церковное вероучение. И чем он это делает выразительней и точней, тем больше «выражает себя».

Виктор Кутковой: «Творчество – это таинственная встреча человека с Творцом»

Икону человек творит вместе с Богом. Ведь каждая икона, несмотря на ее «возраст» свята, поскольку иконное изображение напрямую связано с тем, кто изображен. Изограф призван подчинить свою волю воле Господа, и только тогда он обретает подлинную свободу. Это называется синергией. Она вовсе не означает, что моей рукой в прямом смысле водит Бог, нет. Процесс творчества – это таинственная встреча человека с истинным Творцом всего сущего. И к этой встрече иконописец должен тщательно подготовиться, прежде всего, подготовить свой дух, а с ним душу и даже тело.

Лет 25 тому назад, во время работы над образом апостола Павла в иконе «Евхаристия», я испытал невероятный творческий подъем — так легко, свободно, красиво все получалось. И я допустил мысль, что это, наверное, добытое трудом мое мастерство… и тут же был наказан. Остальные апостольские образы уже давались через муки, былая легкость словно испарилась.

Для любого изографа особая честь – писать Спасителя. Это большая радость и большая ответственность. Если человек сотворен по образу и подобию Божиему, то как же такой образ не писать со страхом Божиим и в то же время с настоящей радостью!

Есть ли разница между старинными намоленными иконами и современными?

— Я уже говорил, для православного человека каждая икона свята, особенно каноничная. Икона обращает невидимый небесный мир в видимый. Она открывает нам глаза. Связывает нас (через нанесенное имя) с Христом и Его друзьями – святыми. Потому мистически посредствует между человеком и Богом. В обратном направлении через икону человеку дается благодать, а с нею и чудеса знамений, исцелений, даже наказаний.

Когда мы заходим в лес, то легче и удобней всего передвигаться по протоптанным до нас тропинкам, не правда ли? Вот и старинные намоленные иконы являются для нас такими же надежными «тропинками» к Божественной благодати, потому на них легче молиться, чем на современные. Но с точки зрения догматики никакой разницы между старыми и новыми иконами нет и быть не может.

Сейчас некоторые древние памятники находятся в музеях. Конечно, за ними должны присматривать специалисты, но ведь создавались образы для храмов, для молитвы, а не для того, чтобы на них любой посетитель праздно «глазел».

Вы спросите: где выход? На мой взгляд, идеально эта проблема решена в Третьяковской галерее: там икона Владимирской Божией Матери находится в храме при музее. За физическим состоянием образа (кстати, он издревле считается палладиумом нашего государства) следят опытнейшие реставраторы, и в то же время для верующего человека всегда есть возможность беспрепятственно помолиться.

Фото Александра Соловьева, из архива Виктора Куткового и с сайта http://icon-art.narod.ru/kut/kut.htm 

Комментарии

Татиана Иванова
11:56 12.02.2017

Современ.иконы разные в зависимости от чистоты помыслов ,присутствия Благодати Божией и профес.уровня.Хотелось бы обсудить эту важную тему.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.