О чём говорят новгородские революционеры

О чём говорят новгородские революционеры

— Поэты, артисты, художники, по-моему, вот настоящие
архитекторы изменений, а не учёные и политики-законодатели,
которые утверждают изменение уже после того, как оно произойдет.

Уильям Берроуз

Каждые две недели по понедельникам в 21:00 на волнах «Радио-53» звучат позывные передачи об истории музыки и её влиянии на окружающий человеческий мир под названием «Подпольная революция».

О чём говорят новгородские революционерыВедущие задаются вопросом: а что же было первичным  изменения в обществе или трансформации в культуре, ставшие для общества пророческими? Отвечая на этот глобальный, в общем-то, вопрос, они попутно пытаются дать ответы на вопросы более локального характера кто на кого повлиял и кому мы обязаны тем, что современная культура выглядит именно так, как она выглядит.

Формат радиоэфира подразумевает восприятие информации исключительно на слух, и в центре внимания, соответственно, музыка. Но не только поэтому. Авторы и ведущие передачи Денис Репкин, Константин Десятсков, Сергей Сущенко и Андрей Гаврилин и сами новгородские музыканты, начинавшие играть ещё в первой половине 1990-х годов. Тогда гитары приходилось не покупать, а «доставать», комбики и усилители мастерились из старых колонок буквально на коленках, а информацию об актуальных веяниях в музыкальной культуре приходилось собирать по крупицам, перезаписывая записи на магнитную ленту и общаясь с более опытными единомышленниками.

Первый эфир состоялся 5 января и был посвящён музыке 1960-80-х годов  гаражный рок и психоделика, спейс-рок, ранняя электроника. Вторая программа прозвучала 19 января, в ней говорилось о музыке 1990-х и нулевых. И здесь тоже есть, оказывается, о чём рассказать. Именно в 1990-х годах оформились такие жанры, оказавшие определяющие влияние на альтернативную музыку грув-метал, трансформировавшийся из трэш-метала, и гранж. 1990-е примечательны ещё и окончательным выходом альтернативной музыки в мейнстрим и стирание границ между этими понятиями.

В следующих выпусках эксперты начнут рассказывать об истории конкретных коллективов, оказавших наибольшее влияние на историю музыки последних 60 лет.

Чтобы лучше понять, о чём же беседуют новгородские революционеры и подпольщики, корреспондент сетевого издания «53 новости» решил с ними пообщаться и застал авторов за написанием сценария к очередному выпуску.

Культурный центр «Диалог» только над уровнем земли считается административным зданием. Подвал дома на углу Большой Московской и Черемнова-Конюхова выглядит как портал в прошлое лет так на 20 назад. По узкому тёмному коридору мы пробираемся на репетиционную базу, которая была здесь ещё до появления новых, коммерческих репточек. Здесь всё самодельное. Стены занавешены коврами и полотнами, на потолке наклеена упаковка для перевозки яиц всё это для звукоизоляции. На стене висят две гитары производства Muzima (ГДР) и Orfeus (Болгария). Иностранный инструмент, даже из стран соцлагеря, в те времена очень ценился.

Авторы Константин Десятсков, Денис Репкин и Сергей Сущенко рассказали о мировых процессах и о новгородских музыкальных реалиях.

О чём говорят новгородские революционеры

«53 новости»: Продолжается ли сейчас подпольная революция или это уже завершённый процесс? Вот раньше появился рок-н-ролл, потом психоделика, панк-рок, метал, потом гранж. После этого появились и сейчас в мейнстриме пост-панк, пост-гранж, пост-метал… Нет такого ощущения, что революционеры превратились в реакционеров?

Денис Репкин: Процесс, безусловно, продолжается. Действительно, многие считают, что в нулевых был определённый застой. Но развитие музыки всё равно идёт, хотя и в рамках существующих жанров. Молодые музыканты вдохновляются творчеством более старших поколений и создают что-то похожее, но всё равно своё, новое.

Константин Десятсков: Есть группы, которые не были популярны среди слушателей, но явились законодателями своих жанров. Например, The Velvet Underground. На эту группу Нью-Йорке ходило по 50 человек, мало кто покупал их пластинки. Но все, кто купил, в итоге создавали свои собственные группы.

The Velvet Underground американская рок-группа 1960-70-х годов, стоявшая у истоков альтернативной и экспериментальной музыки. Оказала сильнейшее влияние на развитие психоделик-рока, нойз-рока, пост-панка, фолк-рока и инди. Какое-то время менеджером группы был культовый художник Энди Уорхолл.

Но всё-таки, есть шанс на то, что мы увидим что-то принципиально новое? Помнится, основные жанры современной музыки появились во время коренных изменений в общественном сознании и различных событий мирового масштаба. Сейчас тоже много чего происходит в мире.

Д. Р. Думаю, мы ещё увидим что-нибудь новенькое.

Расскажите о Новгороде. Была ли у нас своя революция? Развитие неофициальной культуры в нашем городе повлияло на повседневную жизнь или музыканты и художники продолжают вариться в собственном соку? Один товарищ мне как-то сетовал на то, что даже в конце нулевых от чиновников отдавало советским пренебрежением к неформату.

The Velvet UndergroundД. Р. Возможно, это покажется эзотерикой, но я считаю, что каждый, кто что-то несёт в наш мир, кто занимается творчеством, оставляет свой след в истории. Если человека услышат или увидят его творчество другие люди, то у них в памяти что-нибудь да останется, и это в будущем будет влиять на его жизнь. Таким образом, каждый из нас по крупицам осуществляет изменения в нашем обществе. Что касается чиновников, то тут все же мы люди со своими увлечениями. Раньше, бывает, придёшь поговорить, попросить площадку или финансирование мероприятия. А после разговора чиновник и говорит: «Надо же, я думал, вы маргиналы какие-то, а на самом деле интеллигентные, образованные люди». Надо понимать, что у всех свои вкусы и пристрастия, и они иногда помогают в продвижении своего продукта в официальную сферу. Даже в 1990-е нас поддерживали и чиновники, и бизнес и иногда даже те самые бандиты, которые, как оказалось, слушали ту же музыку.

К. Д. Хотелось бы затронуть тему клубов. В нашем городе чувствуется нехватка клубов. Тем не менее, сейчас и открылся «Железный папа», где регулярно можно слушать местных и приезжих исполнителей, причём иногда бесплатно. А раньше, в 2009-11 годах существовал КЦ «Дом», который задал совсем другую культурную планку.

Какие новгородские группы, по вашему, наиболее сильно повлияли на местную культуру?

Д. Р. Я, к сожалению, не застал те времена, а вот Костя помнит, ещё в 1980-е существовала группа «Контроль снизу», на которой выросли те, кто стал играть музыку в 90-е.

Обложка альбома «Музыка миллионов» группы ГПД

Сергей Сущенко: В 90-е годы была группа ГПД, которая стала известной далеко за пределами Великого Новгорода.

Д. Р. Да, я помню одно интервью Бориса Гребенщикова, который упоминал ГПД. Он сказал, что если бы весь альбом, на котором была песня «Ту-222», был бы как эта композиция, то это мог быть лучший альбом в истории русского рока.

ГПД одна из немногих новгородских групп, которые получили широкую известность за пределами Новгородской области в 90-е годы. Многие помнят песню «Мы были лучше», которая получила ротацию на радио. Лидер группы Виталий «Дарвин» Цветков сейчас является директором группы «Браво».

Я вот, опираясь на свои познания о новгородской музыке, вспоминаю, прежде всего, такие группы как «Штаб-квартира», «Моргии» и «Облико Морале», в узких кругах эти группы называют легендарными и культовыми. Но они мне кажутся чем-то похожим друг на друга и, в принципе, представляющими классическое звучание рок-музыки нашего города 90-х и начала нулевых.

С. С. «Моргии» и «Облико Морале» тоже очень повлияли на нашу местную культуру. Это как раз тот случай, когда все слушатели и поклонники сколотили свои группы.

Ze NextД. Р. Тут надо понимать, что было в 90-е годы. Это сейчас всё можно купить, есть профессиональные студии звукозаписи, репетиционные базы. В те времена мы всю аппаратуру скручивали вот так [показывает руками «53 новости»], гитары доставали через знакомых из Санкт-Петербурга, что такое профессиональный звук, тогда ещё никто не знал. Соответственно, и студийные записи мы делали у себя дома. Качество звука оставляло желать лучшего, но мы делали, что могли и старались делать это хорошо.

К. Д. Особенно удивительна была группа Ze Next [Денис Репкин являлся лидером группы «53 новости»]. Это была первая в нашем городе попытка сделать музыку западного качества и западного звучания, настоящую западную альтернативу. И всё это делалось вот на этой самопальной аппаратуре. Ze Next слушали в Санкт-Петербурге. Один журнал написал рецензию на их альбом и отметил, что группа сделала действительно по-западному качественный продукт.

Ze Next образовалась в 1991 году и в середине 1990-х получила определённую известность в своих кругах. В 1998 году группа участвует в крупном фестивале в Альборге (Дания), где является единственным представителем из России. В 1999 году выступает на Манежной площади в Москве на одной площадке с такими группами, как «Крематорий», «СерьГа», «Мэд Дог», «Кроссроудс», «Лига блюза», «ЭСТ, «Монгол Шуудан».

И всё-таки когда было лучше тогда или сейчас?

К. Д. Всё-таки сейчас есть интернет, информация в свободном доступе. Раньше, если хотел получить новые знания, приходилось доставать периодику, общаться в определённых кругах. Сейчас проще.

Но ведь доступная информация меньше ценится. Раньше всё собирали по крупицам, а теперь много полезного может пройти мимо человека общим фоном.

К. Д. Это действительно так. Но главное, что возможностей сейчас больше, соответственно, аудитория в массе своей более образованная и подготовленнаая.

Фото автора и архивные

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.