Мила Волынчук: «Опыт новгородских педагогов рекомендован министерством образования для всей страны»

Мила Волынчук: «Опыт новгородских педагогов рекомендован министерством образования для всей страны»

Мила Волынчук: «Опыт новгородских педагогов рекомендован министерством образования для всей страны»Мила Волынчук – директор новгородского центра «Цветик-Семицветик» для детей с ограниченными возможностями здоровья. По документам он называется гораздо длиннее: «Государственное областное бюджетное образовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дополнительного образования «Цветик-Семицветик», или — в неудобопроизносимом сокращении — ГОБОУ ЦДЛ и ДО.

Несмотря на трудное название, экспериментальная школа для непростых детишек широко известна и существует уже с 1995 года. Сама Мила Волынчук работает в центре с 2000 года, а с 2005 его возглавляет. В середине октября она побывала на форуме Общероссийского Народного Фронта в Пензе как делегат от Новгородской области, и не с пустыми руками.

Напомним, форум «Качественное образование во имя страны» прошел 14-15 октября. На нем присутствовало более 500 участников со всей страны, среди которых были и новгородские преподаватели: Ирина Семенова, учитель общественных дисциплин гимназии №2; Ирина Шанаева, директор школы №2 и Мила Волынчук, директор центра «Цветик-семицветик».

 

Без инклюзии

— Мила Николаевна, понятно, почему «Цветик-Семицветик» так называется: ведь в сказке Катаева последний лепесток волшебного цветка девочка Женя потратила, чтобы мальчик Витя перестал быть хромым. А какие функции у новгородского «Цветика»?

— Лечением мы не занимаемся, о чем я позже скажу — это отдельная проблема. Хотя, к слову, наша методика обучения детей с проблемным здоровьем признана Министерством образования России уникальной. Эксперты призвали и другие регионы такую методику у себя внедрить.

— В чем ее уникальность?

— Сейчас много говорят о так называемой «инклюзии», включении ребенка в жизнь обыкновенной школы. Хотя зачастую это оказывается невыполнимым.

В советское время использовался другой подход: детей делили по категориям и обучали в своего рода школах-резервациях. Первая и вторая категории – глухие и слабослышащие, третья и четвертая – слепые и слабовидящие, шестая – с нарушением опорно-двигательного аппарата, восьмая – с проблемами развития интеллекта и так далее. Конечно, ребенок замыкался среди себе подобных, и в общество мог влиться крайне редко. Да и не все подпадали под градацию.

Сейчас ситуация изменилась к лучшему. Приведу в пример «детей-бабочек», больных буллезным эпидермолизом: наша выпускница Надя Кузнецова, теперь уже краснодипломница НовГУ,. Мы нашли хороший баланс между изоляцией и инклюзией. Полноценное обучение на базе центра на основе методики по госстандарту соединено с особыми занятиями.

Мила Волынчук: «Опыт новгородских педагогов рекомендован министерством образования для всей страны»— То есть, обучение одинаковое, только с некоторыми вариациями?

— Да, например, опорники дополнительно занимаются физкультурой, слабовидящие – мимикой и пантомимикой, печатают на компьютере с клавиатурой Брайля.

— А читать как потом, они же не видят?

— У нас есть и принтер Брайля. Удовольствие недешевое, порядка 300 тысяч рублей, но оно того стоит. Представьте радость ребенка, который может не только написать, например, собственную сказку, но и прочитать ее вслух по распечатке!

— Одним из пунктов вашего выступления на форуме было отстаивание использования информационно-компьютерных технологий и дистанционного обучения для инвалидов. В чем новаторство?

— До сих пор многие, и даже родители, пеняют нам на то, что мы, мол, уходим от живого общения к компьютеру. На самом деле живое общение сохраняется, а информационно-компьютерные технологии только улучшают положение. Для детей-аллергиков стало реальностью посмотреть, как их сверстники проводят химические опыты. Рабочие места школьников из глубинки оборудованы современными компьютерами Apple. Стало возможным подсоединение к виртуальной библиотеке с сотнями тысяч книг и использование научных профильных ресурсов.

 

Опережая будущее

С коллегами на форуме— Что для многих – фантастика, следующий век, для нас — уже реальность, — делится со мной радостью Мила Волынчук.

Она демонстрирует баннер с детальной схемой работы «Цветика-Семицветика», и доказывает: новгородцы уже прошли тернистый путь проб и ошибок. Теперь вся страна может вернуть себе тысячи рабочих рук и светлых голов.

— В центре сейчас обучаются 176 детей очно, 130 – дистанционно, 60 – на дошкольном образовании, — приводит сведения педагог. — По статистике, примерно каждый четвертый поступает в вуз, остальные – на среднеспециальное образование. И мы научились тому, что до нас мало кто пытался делать: стали методической площадкой для педагогов области.

— Вы учите учителей как учить?

— В целом – да. Ребенок-инвалид сейчас вполне может стать бухгалтером, системным администратором, программистом, журналистом или работником сферы гостиничного бизнеса. Все эти курсы со специальным уклоном ранее не существовали. И основной проблемой было то, что учителя не знали, как подступиться к их разработке. Сейчас, если кому-то придет в голову создать курс, например, по рекламному делу для опорников, то мы научим, как этот курс сделать.

— И покажете, как применять современные технологии?

— Конечно, без компьютера не обойтись, но ведь и методика важна. Цифровое обучение должно иметь стержень, систему тестирования и оценки, работы над ошибками и так далее. Благодаря нашей работе виртуальные школы созданы учителями Новгородского, Маловишерского, Старорусского и Крестецкого районов. В перспективе надо охватить всю область.

— Как оценили ваше новаторство коллеги на форуме в Пензе?

— С благодарностью и радостью: мы же предлагаем не только готовое, но и опробованное решение. Еще в 1995 году, когда Центр только образовался, его уже заметили, а за без малого двадцать лет представляете, какой багаж знаний и опыта мы накопили!

На пресс-конференции ОНФ, которая прошла 20 октября в Великом Новгороде, именно Мила Волынчук подняла вопрос по единому образовательному пространству для школьников: на ее экспериментальном полигоне он давно решен. Общеобразовательным же школам приходится бороться с разницей учебных курсов.

 

Немного о MOODLE и Народном Фронте

— Никогда не была делегатом педагогических съездов, — улыбается Мила Николаевна. – Пенза стала своего рода переломным моментом, ведь когда понимаешь, что твоя работа важна всей стране – от этого такой душевный подъем испытываешь! Тем более, когда видишь, что можешь помочь: в некоторых регионах дети-инвалиды сиднем сидят дома, никаких компьютеров, никакого общения – все по старинке.

На форуме подняли порядка тысячи вопросов. И все они в системе образования копились годами: статус учителя, зарплата, разнобой в учебниках, нормы ювенальной юстиции, возвращение специалитета, ЕГЭ, конечно… Все не перечислить. И вот среди этой тысячи вопросов нашлось место для нашего: как сделать так, чтобы ребенок-инвалид вырос полезным и полноценным членом общества? И я рада, что мы вышли на трибуну не с вопросом, а с готовым ответом. Да о том же MOODLE рассказали.

— Вы упомянули, что используете систему MOODLE. Что это такое?

— Виртуальная обучающая среда. Своего рода облако знаний, упорядоченных специально для образования и самообразования.

— То есть, там может учиться каждый?

— Там еще и учить можно, создавать свои курсы, виртуальные школы и институты. Главное – постоянный контакт педагога с учеником.

Обучаясь через MOODLE, ребенок социализируется гораздо успешнее, чем с помощью школ-резерватов или системы инклюзии. А мы руководим, помогаем и направляем, как учителя, так и школьника.

— Какие планы на ближайшее будущее у центра и у вас лично?

— После пензенского форума – вполне определенные. Как сказала Ирина Шанаева, директор школы №2, с которой мы были на съезде, «забрезжил свет в конце тоннеля». Хотя у нас ведь не без проблем: и с зарплатой педагогов, которую будут увеличивать, и с объединением образовательного пространства, и с транспортом, и с питанием учеников.

Главное, я надеюсь на интеграцию медицины и вот таких учреждений, как «Цветик-Семицветик». В советские годы для особых школ были предусмотрены ставки врачей. Сейчас мы себе можем позволить только медсестру. А ведь ребята проводят в школе почти целый день: им и массаж нужен, и физиопроцедуры. Вот на это надеюсь: что между ведомствами, благодаря тому, что Президент проявил внимание к нашим, педагогическим, проблемам, наконец-то установится согласие. На благо всем.

Комментарии

Эфендиева Валентина Георгиевна
11:09 13.04.2019

Милая Милочка! Я в восторге от ваших работ! Нежность, умелый подход к картинам, Очаровательные линии и краски! Я тоже художник и поэт, руководитель литературного объединения «Родник в Азербайджане в г. Баку, при газете «Вышка» Мой сайт Стихи.ру 17 книг и 9 персональных выставок. Запросите Гуголь на мою фамилию, возможно увидите мои работы. Они разноплановые и яркие. Вам желаю от души: быть всегда счастливой и наибольших успехов в личной жизни и среди друзей!!! Новый дерзаний и с новыми идеями! Всго Наилучшего!С любовью Валентина Эфендиева.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.