Мила Волынчук: «Опыт новгородских педагогов рекомендован министерством образования для всей страны»
Мила Волынчук – директор новгородского центра «Цветик-Семицветик» для детей с ограниченными возможностями здоровья. По документам он называется гораздо длиннее: «Государственное областное бюджетное образовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дополнительного образования «Цветик-Семицветик», или — в неудобопроизносимом сокращении — ГОБОУ ЦДЛ и ДО.
Несмотря на трудное название, экспериментальная школа для непростых детишек широко известна и существует уже с 1995 года. Сама Мила Волынчук работает в центре с 2000 года, а с 2005 его возглавляет. В середине октября она побывала на форуме Общероссийского Народного Фронта в Пензе как делегат от Новгородской области, и не с пустыми руками.
Напомним, форум «Качественное образование во имя страны» прошел 14-15 октября. На нем присутствовало более 500 участников со всей страны, среди которых были и новгородские преподаватели: Ирина Семенова, учитель общественных дисциплин гимназии №2; Ирина Шанаева, директор школы №2 и Мила Волынчук, директор центра «Цветик-семицветик».
Без инклюзии
— Мила Николаевна, понятно, почему «Цветик-Семицветик» так называется: ведь в сказке Катаева последний лепесток волшебного цветка девочка Женя потратила, чтобы мальчик Витя перестал быть хромым. А какие функции у новгородского «Цветика»?
— Лечением мы не занимаемся, о чем я позже скажу — это отдельная проблема. Хотя, к слову, наша методика обучения детей с проблемным здоровьем признана Министерством образования России уникальной. Эксперты призвали и другие регионы такую методику у себя внедрить.
— В чем ее уникальность?
— Сейчас много говорят о так называемой «инклюзии», включении ребенка в жизнь обыкновенной школы. Хотя зачастую это оказывается невыполнимым.
В советское время использовался другой подход: детей делили по категориям и обучали в своего рода школах-резервациях. Первая и вторая категории – глухие и слабослышащие, третья и четвертая – слепые и слабовидящие, шестая – с нарушением опорно-двигательного аппарата, восьмая – с проблемами развития интеллекта и так далее. Конечно, ребенок замыкался среди себе подобных, и в общество мог влиться крайне редко. Да и не все подпадали под градацию.
Сейчас ситуация изменилась к лучшему. Приведу в пример «детей-бабочек», больных буллезным эпидермолизом: наша выпускница Надя Кузнецова, теперь уже краснодипломница НовГУ,. Мы нашли хороший баланс между изоляцией и инклюзией. Полноценное обучение на базе центра на основе методики по госстандарту соединено с особыми занятиями.
— То есть, обучение одинаковое, только с некоторыми вариациями?
— Да, например, опорники дополнительно занимаются физкультурой, слабовидящие – мимикой и пантомимикой, печатают на компьютере с клавиатурой Брайля.
— А читать как потом, они же не видят?
— У нас есть и принтер Брайля. Удовольствие недешевое, порядка 300 тысяч рублей, но оно того стоит. Представьте радость ребенка, который может не только написать, например, собственную сказку, но и прочитать ее вслух по распечатке!
— Одним из пунктов вашего выступления на форуме было отстаивание использования информационно-компьютерных технологий и дистанционного обучения для инвалидов. В чем новаторство?
— До сих пор многие, и даже родители, пеняют нам на то, что мы, мол, уходим от живого общения к компьютеру. На самом деле живое общение сохраняется, а информационно-компьютерные технологии только улучшают положение. Для детей-аллергиков стало реальностью посмотреть, как их сверстники проводят химические опыты. Рабочие места школьников из глубинки оборудованы современными компьютерами Apple. Стало возможным подсоединение к виртуальной библиотеке с сотнями тысяч книг и использование научных профильных ресурсов.
Опережая будущее
— Что для многих – фантастика, следующий век, для нас — уже реальность, — делится со мной радостью Мила Волынчук.
Она демонстрирует баннер с детальной схемой работы «Цветика-Семицветика», и доказывает: новгородцы уже прошли тернистый путь проб и ошибок. Теперь вся страна может вернуть себе тысячи рабочих рук и светлых голов.
— В центре сейчас обучаются 176 детей очно, 130 – дистанционно, 60 – на дошкольном образовании, — приводит сведения педагог. — По статистике, примерно каждый четвертый поступает в вуз, остальные – на среднеспециальное образование. И мы научились тому, что до нас мало кто пытался делать: стали методической площадкой для педагогов области.
— Вы учите учителей как учить?
— В целом – да. Ребенок-инвалид сейчас вполне может стать бухгалтером, системным администратором, программистом, журналистом или работником сферы гостиничного бизнеса. Все эти курсы со специальным уклоном ранее не существовали. И основной проблемой было то, что учителя не знали, как подступиться к их разработке. Сейчас, если кому-то придет в голову создать курс, например, по рекламному делу для опорников, то мы научим, как этот курс сделать.
— И покажете, как применять современные технологии?
— Конечно, без компьютера не обойтись, но ведь и методика важна. Цифровое обучение должно иметь стержень, систему тестирования и оценки, работы над ошибками и так далее. Благодаря нашей работе виртуальные школы созданы учителями Новгородского, Маловишерского, Старорусского и Крестецкого районов. В перспективе надо охватить всю область.
— Как оценили ваше новаторство коллеги на форуме в Пензе?
— С благодарностью и радостью: мы же предлагаем не только готовое, но и опробованное решение. Еще в 1995 году, когда Центр только образовался, его уже заметили, а за без малого двадцать лет представляете, какой багаж знаний и опыта мы накопили!
На пресс-конференции ОНФ, которая прошла 20 октября в Великом Новгороде, именно Мила Волынчук подняла вопрос по единому образовательному пространству для школьников: на ее экспериментальном полигоне он давно решен. Общеобразовательным же школам приходится бороться с разницей учебных курсов.
Немного о MOODLE и Народном Фронте
— Никогда не была делегатом педагогических съездов, — улыбается Мила Николаевна. – Пенза стала своего рода переломным моментом, ведь когда понимаешь, что твоя работа важна всей стране – от этого такой душевный подъем испытываешь! Тем более, когда видишь, что можешь помочь: в некоторых регионах дети-инвалиды сиднем сидят дома, никаких компьютеров, никакого общения – все по старинке.
На форуме подняли порядка тысячи вопросов. И все они в системе образования копились годами: статус учителя, зарплата, разнобой в учебниках, нормы ювенальной юстиции, возвращение специалитета, ЕГЭ, конечно… Все не перечислить. И вот среди этой тысячи вопросов нашлось место для нашего: как сделать так, чтобы ребенок-инвалид вырос полезным и полноценным членом общества? И я рада, что мы вышли на трибуну не с вопросом, а с готовым ответом. Да о том же MOODLE рассказали.
— Вы упомянули, что используете систему MOODLE. Что это такое?
— Виртуальная обучающая среда. Своего рода облако знаний, упорядоченных специально для образования и самообразования.
— То есть, там может учиться каждый?
— Там еще и учить можно, создавать свои курсы, виртуальные школы и институты. Главное – постоянный контакт педагога с учеником.
Обучаясь через MOODLE, ребенок социализируется гораздо успешнее, чем с помощью школ-резерватов или системы инклюзии. А мы руководим, помогаем и направляем, как учителя, так и школьника.
— Какие планы на ближайшее будущее у центра и у вас лично?
— После пензенского форума – вполне определенные. Как сказала Ирина Шанаева, директор школы №2, с которой мы были на съезде, «забрезжил свет в конце тоннеля». Хотя у нас ведь не без проблем: и с зарплатой педагогов, которую будут увеличивать, и с объединением образовательного пространства, и с транспортом, и с питанием учеников.
Главное, я надеюсь на интеграцию медицины и вот таких учреждений, как «Цветик-Семицветик». В советские годы для особых школ были предусмотрены ставки врачей. Сейчас мы себе можем позволить только медсестру. А ведь ребята проводят в школе почти целый день: им и массаж нужен, и физиопроцедуры. Вот на это надеюсь: что между ведомствами, благодаря тому, что Президент проявил внимание к нашим, педагогическим, проблемам, наконец-то установится согласие. На благо всем.
Милая Милочка! Я в восторге от ваших работ! Нежность, умелый подход к картинам, Очаровательные линии и краски! Я тоже художник и поэт, руководитель литературного объединения «Родник в Азербайджане в г. Баку, при газете «Вышка» Мой сайт Стихи.ру 17 книг и 9 персональных выставок. Запросите Гуголь на мою фамилию, возможно увидите мои работы. Они разноплановые и яркие. Вам желаю от души: быть всегда счастливой и наибольших успехов в личной жизни и среди друзей!!! Новый дерзаний и с новыми идеями! Всго Наилучшего!С любовью Валентина Эфендиева.