Руководитель новгородского УФАС Ольга Виниченко о борьбе с смс-спамом и пошлой рекламой
Новый политический и законотворческий год, который начнется в сентябре, принесет значительные изменения. Так, в осеннюю сессию в Госдуму из федерального Правительства должен поступит так называемый, «четвертый антимонопольный пакет». Он внесет изменения в «Закон о защите конкуренции», который является основополагающим документом для деятельности Федеральной антимонопольной службы.
С этой темы «53 новости» и решили начать беседу с Ольгой Виниченко, руководителем УФАС по Новгородской области, о повседневной работе ведомства, стоящего на защите конкуренции — двигателя прогресса.
— Больше половины «четвертого антимонопольного пакета» посвящена регулированию деятельности хозяйствующих субъектов. Изменения смягчат закон в том, что хозяйствующим субъектам мы в большем числе случаев сможем выносить предупреждения не возбуждая дела, — рассказывает Ольга Виниченко. — Надо сказать, что и бизнес-сообщество приветствует эти шаги государства и в текущем году существенно повысилось количество исполненных предупреждений.
Также предполагается дальнейшее уменьшение контроля за концентрацией на рынках, в том числе отмена реестра предприятий с долей на рынке выше 35 процентов. В то же время борьба с самыми опасными для конкуренции нарушениями должна усилиться. Кстати, новгородским следственным органам и прокуратуре в числе первых в России удалось довести до суда и добиться обвинительного приговора за картельный сговор на аукционе по строительству моста в одном из районов области. Ранее дело об этом картеле было рассмотрено Новгородским УФАС России.
— Недавно ваше ведомство занималось нерядовым разбирательством — вынесено предписание ООО «Эко-Сити-Строй» о прекращении недобросовестной конкуренции и прекращении использования обозначения «ecocity»по жалобе ООО «Инновационные промышленные решения». Как часто вы сталкиваетесь с проблемой использования обозначений сходных до степени смешения с товарным знаком другой фирмы?
В интернете, например, по прежнему процветает, так называемый, киберсквоттинг — регистрация доменных имён, содержащих торговую марку, принадлежащую другому лицу с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования.
— Действительно, нам иногда приходят жалобы по данной теме? и мы отстаиваем в рамках закона добросовестную конкуренцию и интересы законных правообладателей интеллектуальной собственности. Выход, прежде всего, в своевременной регистрации своей торговой марки, что позволяет легко защитить свои права. Есть нюанс — конкуренты оспаривающие наименование, должны работать в одной сфере. Конкуренция не может быть между банком «Москва» и, например, строительной фирмой «Москва». По каждому такому делу мы направляем запрос в Роспатент и они дают нам заключения о том — действительно ли эти наименования, также и доменные имена, схожи до смешения, или нет. Почему Роспатент? Потому что судить о чем-либо профессионально в своей области может только эксперт.
То же касается и другой проблемы — неэтичной рекламы. Для установления истины мы можем провести опрос населения или заручиться оценкой Совета по рекламе при Федеральной антимонопольной службе. Это очень представительный совещательный орган, в штате которого есть филологи, специалисты по этике, рекламе. Так с его помощью в свое время мы вынесли предписание о неэтичной рекламе фирме «Тетрис» и оштрафовали ее. Причем, жалобы были на несколько реклам этой фирмы, и по одной из них, по «чупа-чупсу», Совет ничего предосудительного не нашел. А вот зашифрованное в рекламе нецензурное выражение стало фактом нарушения закона.
— Чего больше в нарушениях антимонопольного законодательства: непрофессионализма или злого умысла?
— Конечно же, больше умысла. Например, в случае картельного сговора — это исключительно злой умысел. Да и в мировой практике считается, что там, где есть картель, нет конкуренции. То есть это самое опасное для конкуренции деяние.
Большая же часть возбуждаемых нами дел — две трети относятся к действиям органов местного самоуправления и государственной власти.
— Отдельная важная тема — закупки по контрактам. В настоящее время есть ли какие-либо актуальные изменения в данной сфере?
— Закупки по контрактам проводят сейчас не только по новому 44-му федеральному закону, достаточно жестко их регулирующему, но и по 223-му закону, которым пользуются, например, муниципальные и государственные предприятия, естественные монополии, автономные учреждения.
Старый, 94-й федеральный закон ругали и говорили что он не гибкий. Заказчикам приходилось иной раз мучиться с тем, что если торги срывались по какой-то причине, то дальнейшая процедура была затруднена. Но к этому закону с 2006 года по 2013 год как-то уже все приспособились.
Хотя, опять же, процедуры в рамках этого закона были очень длительные. Так, заказ за срок меньше месяца разместить не получалось, даже если у вас была готовая документация. По-хорошему же, вообще уходило полтора месяца. И если деньги на закупку давали не с самого начала года, а скажем, где-то во втором квартале, пока совершались все процедуры, проходило полгода. И ладно, если покупали товары, а то ведь в случае заказа работ, услуг, исполнение которых требовало значительного времени, это приводило к негативным последствиям для заказчиков.
— В какой сфере было больше всего претензий к 94-му закону?
— Жаловались, да и сейчас жалуются, на закупки во всех сферах. Больше всего в общем удельном весе закупок размещали заказов по медицине, по переоборудованию в рамках соответствующего нацпроекта, соответственно, и жалоб там было больше.
Однако, после вступления в силу нового 44-го закона ощутили проблемы мелкие государственные заказчики. Например, это в полной мере прочувствовало наше управление, которое теперь вынужден оформлять контрактом даже мелкие закупки. С этим столкнулось очень большое количество заказчиков, и проблема достаточно остра, потому что надо иметь контрактного управляющего, готового профессионально заниматься закупками.
— Разве нельзя отдать эту работу на аутсортинг?
— Можно, но, во-первых, надо платить деньги. И, во-вторых, если в подписанном вами контракте что-то напортачено, отвечать будете вы.
Опять же — теперь требуется ведение заказчиком размещенных в интернете план-графиков закупок. И при нарушении этого порядка предусмотрен штраф до 50 тыс. рублей.
Правда, в новый закон с 4 июня внесли изменения, которые существенно смягчили его условия. Например, существенно расширен список того, что можно покупать у единственного поставщика. Из положительных элементов 44-го закона могу отметить более гибкие сроки и появление новых видов торгов. Например, конкурсы с предварительным отбором. Так при заказе сложных работ, например, реставрационных, можно произвести предварительный отбор, чтобы конкурс выигрывал не кто попало, а чтобы участник соответствовал квалификационным требованиям.
— То есть появляется дополнительная возможность отсеивать фирмы-однодневки?
— Да. В определенных случаях можно затребовать информацию о том, какие контракты заключались в последние годы. Какие, например, большие стройки ранее были осуществлены участником торгов. Несмотря на это, мы по-прежнему регулярно получаем сведения о включении кого-либо в реестр недобросовестных поставщиков.
— Какие изменения в законодательстве о рекламе сегодня наиболее актуальны?
— Существенны изменения в сфере медицинских услуг. С нового года на рекламодателей накладывались дополнительные ограничения, которые сделали практически невозможной рекламу, например, методов лечения. Свою роль сыграло обсуждение данной проблемы профессиональными участниками рынка, в том числе, в интернет-пространстве. И законодатель пошел навстречу.
Конечно, по прежнему надо указывать в рекламе о противопоказаниях, о необходимости проконсультироваться с врачом. Да и жалоб, как и ранее, много. Из 17-ти дел, которые мы рассмотрели в этом году, 14 возбудены по заявлениям. Это больше чем за весь прошлый год. Каждое дело предполагает трудоемкую работу.
Совершенно сумасшедшее количество заявлений поступает к нам от граждан на смс-рекламу. Часто в возбуждении дел отказываем, потому что, оказывается, сам гражданин дал в свое время согласие на получение таких смс либо при заключении договора с оператором связи, либо при оформлении скидочных карт.
Проблема в том, что все основные наши операторы заключают с клиентами очень объемные договора. А 99 процентов покупателей эти договора не читают. Подписывают — и всё. Тем более что они печатаются мелким шрифтом. И в соответствующем разделе договора надо проставить галочку — не согласен клиент с рассылкой ему рекламных сообщений. К тому же функционирует цепочка посредников, которые передают эту рекламу. Отвечают же начальные распространители сведений. Сложность заключается в том, чтобы пройти эту цепочку. И если крупные операторы охотно дают нам необходимую информацию, то, спускаясь на уровень более мелких участников этой цепочки, становится все сложнее и сложнее добывать информацию. На этом уровне уже могут не отвечать на запросы, стараются всячески не получать корреспонденцию или не сообщать данные следующего своего контрагента. Нам бывает очень сложно найти виновного в рассылке смс-спама. Важен и тот фактор, что люди нервничают, считают, что они не должны получать эту рекламу, но однажды они дали согласие на предоставление своих данных.
— Что же делать?
— Идти к своему оператору и менять договор.
— В нашей стране очень жестко регламентируется реклама алкоголя и табака. Однако, в последнее время раздаются мнения, что на время проведения футбольного Чемпионата мира-2018 следует либерализовать рекламу пива. Дескать, это даст дополнительный доход на проведение этого спортивного праздника.
— Это действительно сейчас обсуждается, и не только в применении к 2018 году. Появился законопроект о разрешении пивной спонсорской рекламы на спортивных мероприятиях. Исключая, разумеется, детские. Мы правоприменительный орган, который действует по закону — изменят его, значит, изменится и правоприменение.
— А лично ваша точка зрения на этот вопрос какая?
— Я считаю, что реклама пива опасна, в основном, для молодежи. У людей после 30 лет уже складываются свои предпочтения и для них реклама пива уже не актуальна. Хуже в плане распространения так называемого, пивного алкоголизма наличие открытых для обозрения террас в тех точках общепита, где не квас предлагают, а кое-что покрепче. Ну и играет свою роль то, что пиво — слабоалкогольный напиток. В общем и целом, борьбу с пьянством надо осуществлять не только борьбой с рекламой.
Зато я считаю верным, что от взора покупателей в магазинах спрятали пачки сигарет. Тот, кто курит, все равно купит, но нет лишнего соблазна для молодежи.
Более правильным путем в борьбе с чрезмерным потреблением алкоголя я считаю финский и американский опыт: там алкоголь продается только в специализированных магазинах.