Руководитель новгородского УФАС Ольга Виниченко о борьбе с смс-спамом и пошлой рекламой

Руководитель новгородского УФАС Ольга Виниченко о борьбе с смс-спамом и пошлой рекламой

Руководитель новгородского УФАС Ольга Виниченко о борьбе с смс-спамом и пошлой рекламойНовый политический и законотворческий год, который начнется в сентябре, принесет значительные изменения. Так, в осеннюю сессию в Госдуму из федерального Правительства должен поступит так называемый, «четвертый антимонопольный пакет». Он внесет изменения в «Закон о защите конкуренции», который является основополагающим документом для деятельности Федеральной антимонопольной службы.

С этой темы «53 новости» и решили начать беседу с Ольгой Виниченко, руководителем УФАС по Новгородской области, о повседневной работе ведомства, стоящего на защите конкуренции — двигателя прогресса.

— Больше половины «четвертого антимонопольного пакета» посвящена регулированию деятельности хозяйствующих субъектов. Изменения смягчат закон в том, что хозяйствующим субъектам мы в большем числе случаев сможем выносить предупреждения не возбуждая дела, — рассказывает Ольга Виниченко. — Надо сказать, что и бизнес-сообщество приветствует эти шаги государства и в текущем году существенно повысилось количество исполненных предупреждений.

Также предполагается дальнейшее уменьшение контроля за концентрацией на рынках, в том числе отмена реестра предприятий с долей на рынке выше 35 процентов. В то же время борьба с самыми опасными для конкуренции нарушениями должна усилиться. Кстати, новгородским следственным органам и прокуратуре в числе первых в России удалось довести до суда и добиться обвинительного приговора за картельный сговор на аукционе по строительству моста в одном из районов области. Ранее дело об этом картеле было рассмотрено Новгородским УФАС России.

— Недавно ваше ведомство занималось нерядовым разбирательством — вынесено предписание ООО «Эко-Сити-Строй» о прекращении недобросовестной конкуренции и прекращении использования обозначения «ecocity»по жалобе ООО «Инновационные промышленные решения». Как часто вы сталкиваетесь с проблемой использования обозначений сходных до степени смешения с товарным знаком другой фирмы?

В интернете, например, по прежнему процветает, так называемый, киберсквоттинг — регистрация доменных имён, содержащих торговую марку, принадлежащую другому лицу с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования.

— Действительно, нам иногда приходят жалобы по данной теме? и мы отстаиваем в рамках закона добросовестную конкуренцию и интересы законных правообладателей интеллектуальной собственности. Выход, прежде всего, в своевременной регистрации своей торговой марки, что позволяет легко защитить свои права. Есть нюанс — конкуренты оспаривающие наименование, должны работать в одной сфере. Конкуренция не может быть между банком «Москва» и, например, строительной фирмой «Москва». По каждому такому делу мы направляем запрос в Роспатент и они дают нам заключения о том — действительно ли эти наименования, также и доменные имена, схожи до смешения, или нет. Почему Роспатент? Потому что судить о чем-либо профессионально в своей области может только эксперт.

Совет по рекламе при Федеральной антимонопольной службе ничего предосудительного в этой рекламе не нашелТо же касается и другой проблемы — неэтичной рекламы. Для установления истины мы можем провести опрос населения или заручиться оценкой Совета по рекламе при Федеральной антимонопольной службе. Это очень представительный совещательный орган, в штате которого есть филологи, специалисты по этике, рекламе. Так с его помощью в свое время мы вынесли предписание о неэтичной рекламе фирме «Тетрис» и оштрафовали ее. Причем, жалобы были на несколько реклам этой фирмы, и по одной из них, по «чупа-чупсу», Совет ничего предосудительного не нашел. А вот зашифрованное в рекламе нецензурное выражение стало фактом нарушения закона.

— Чего больше в нарушениях антимонопольного законодательства: непрофессионализма или злого умысла?

— Конечно же, больше умысла. Например, в случае картельного сговора — это исключительно злой умысел. Да и в мировой практике считается, что там, где есть картель, нет конкуренции. То есть это самое опасное для конкуренции деяние.

Большая же часть возбуждаемых нами дел — две трети относятся к действиям органов местного самоуправления и государственной власти.

— Отдельная важная тема — закупки по контрактам. В настоящее время есть ли какие-либо актуальные изменения в данной сфере?

— Закупки по контрактам проводят сейчас не только по новому 44-му федеральному закону, достаточно жестко их регулирующему, но и по 223-му закону, которым пользуются, например, муниципальные и государственные предприятия, естественные монополии, автономные учреждения.

Старый, 94-й федеральный закон ругали и говорили что он не гибкий. Заказчикам приходилось иной раз мучиться с тем, что если торги срывались по какой-то причине, то дальнейшая процедура была затруднена. Но к этому закону с 2006 года по 2013 год как-то уже все приспособились.

Хотя, опять же, процедуры в рамках этого закона были очень длительные. Так, заказ за срок меньше месяца разместить не получалось, даже если у вас была готовая документация. По-хорошему же, вообще уходило полтора месяца. И если деньги на закупку давали не с самого начала года, а скажем, где-то во втором квартале, пока совершались все процедуры, проходило полгода. И ладно, если покупали товары, а то ведь в случае заказа работ, услуг, исполнение которых требовало значительного времени, это приводило к негативным последствиям для заказчиков.

— В какой сфере было больше всего претензий к 94-му закону?

— Жаловались, да и сейчас жалуются, на закупки во всех сферах. Больше всего в общем удельном весе закупок размещали заказов по медицине, по переоборудованию в рамках соответствующего нацпроекта, соответственно, и жалоб там было больше.

Однако, после вступления в силу нового 44-го закона ощутили проблемы мелкие государственные заказчики. Например, это в полной мере прочувствовало наше управление, которое теперь вынужден оформлять контрактом даже мелкие закупки. С этим столкнулось очень большое количество заказчиков, и проблема достаточно остра, потому что надо иметь контрактного управляющего, готового профессионально заниматься закупками.

— Разве нельзя отдать эту работу на аутсортинг?

— Можно, но, во-первых, надо платить деньги. И, во-вторых, если в подписанном вами контракте что-то напортачено, отвечать будете вы.

Опять же — теперь требуется ведение заказчиком размещенных в интернете план-графиков закупок. И при нарушении этого порядка предусмотрен штраф до 50 тыс. рублей.

Правда, в новый закон с 4 июня внесли изменения, которые существенно смягчили его условия. Например, существенно расширен список того, что можно покупать у единственного поставщика. Из положительных элементов 44-го закона могу отметить более гибкие сроки и появление новых видов торгов. Например, конкурсы с предварительным отбором. Так при заказе сложных работ, например, реставрационных, можно произвести предварительный отбор, чтобы конкурс выигрывал не кто попало, а чтобы участник соответствовал квалификационным требованиям.

— То есть появляется дополнительная возможность отсеивать фирмы-однодневки?

— Да. В определенных случаях можно затребовать информацию о том, какие контракты заключались в последние годы. Какие, например, большие стройки ранее были осуществлены участником торгов. Несмотря на это, мы по-прежнему регулярно получаем сведения о включении кого-либо в реестр недобросовестных поставщиков.

— Какие изменения в законодательстве о рекламе сегодня наиболее актуальны?

— Существенны изменения в сфере медицинских услуг. С нового года на рекламодателей накладывались дополнительные ограничения, которые сделали практически невозможной рекламу, например, методов лечения. Свою роль сыграло обсуждение данной проблемы профессиональными участниками рынка, в том числе, в интернет-пространстве. И законодатель пошел навстречу.

Конечно, по прежнему надо указывать в рекламе о противопоказаниях, о необходимости проконсультироваться с врачом. Да и жалоб, как и ранее, много. Из 17-ти дел, которые мы рассмотрели в этом году, 14 возбудены по заявлениям. Это больше чем за весь прошлый год. Каждое дело предполагает трудоемкую работу.

Руководитель новгородского УФАС Ольга Виниченко о борьбе с смс-спамом и пошлой рекламойСовершенно сумасшедшее количество заявлений поступает к нам от граждан на смс-рекламу. Часто в возбуждении дел отказываем, потому что, оказывается, сам гражданин дал в свое время согласие на получение таких смс либо при заключении договора с оператором связи, либо при оформлении скидочных карт.

Проблема в том, что все основные наши операторы заключают с клиентами очень объемные договора. А 99 процентов покупателей эти договора не читают. Подписывают — и всё. Тем более что они печатаются мелким шрифтом. И в соответствующем разделе договора надо проставить галочку — не согласен клиент с рассылкой ему рекламных сообщений. К тому же функционирует цепочка посредников, которые передают эту рекламу. Отвечают же начальные распространители сведений. Сложность заключается в том, чтобы пройти эту цепочку. И если крупные операторы охотно дают нам необходимую информацию, то, спускаясь на уровень более мелких участников этой цепочки, становится все сложнее и сложнее добывать информацию. На этом уровне уже могут не отвечать на запросы, стараются всячески не получать корреспонденцию или не сообщать данные следующего своего контрагента. Нам бывает очень сложно найти виновного в рассылке смс-спама. Важен и тот фактор, что люди нервничают, считают, что они не должны получать эту рекламу, но однажды они дали согласие на предоставление своих данных.

— Что же делать?

— Идти к своему оператору и менять договор.


— В нашей стране очень жестко регламентируется реклама алкоголя и табака. Однако, в последнее время раздаются мнения, что на время проведения футбольного Чемпионата мира-2018 следует либерализовать рекламу пива. Дескать, это даст дополнительный доход на проведение этого спортивного праздника.

— Это действительно сейчас обсуждается, и не только в применении к 2018 году. Появился законопроект о разрешении пивной спонсорской рекламы на спортивных мероприятиях. Исключая, разумеется, детские. Мы правоприменительный орган, который действует по закону — изменят его, значит, изменится и правоприменение.

Не утонем ли мы в пивной рекламе?— А лично ваша точка зрения на этот вопрос какая?

— Я считаю, что реклама пива опасна, в основном, для молодежи. У людей после 30 лет уже складываются свои предпочтения и для них реклама пива уже не актуальна. Хуже в плане распространения так называемого, пивного алкоголизма наличие открытых для обозрения террас в тех точках общепита, где не квас предлагают, а кое-что покрепче. Ну и играет свою роль то, что пиво — слабоалкогольный напиток. В общем и целом, борьбу с пьянством надо осуществлять не только борьбой с рекламой.

Зато я считаю верным, что от взора покупателей в магазинах спрятали пачки сигарет. Тот, кто курит, все равно купит, но нет лишнего соблазна для молодежи.

Более правильным путем в борьбе с чрезмерным потреблением алкоголя я считаю финский и американский опыт: там алкоголь продается только в специализированных магазинах.

 

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.