Булат Яманов: «Художник находится в постоянном поиске, и этому поиску нет конца»

Булат Яманов: «Художник находится в постоянном поиске, и этому поиску нет конца»

Побеседовать с председателем Новгородского регионального отделения «Союза художников России» Булатом Ямановым корреспондент «53 новостей» решила неслучайно. Дело в том, что Булат Мансурович удостоен звания «Человек года» за большую организационную работу по развитию изобразительного искусства в Новгородской области.
В мастерской художника много картин, часть висит на стенах, часть скромно стоит в углу, некоторые работы – на мольбертах.

Булат Яманов: «Художник находится в постоянном поиске, и этому поиску нет конца»— Работать над картиной можно бесконечно. Даже когда работа уже побывала на выставке, порой ее хочется улучшить, что-то дописать — объясняет живописец. — Но иметь свои работы дома как украшение интерьера сложно, так как до сих пор к ним отношусь критически. Они заставляют меня продолжать работать мысленно, а не получать эстетическое удовольствие.
В мастерской можно увидеть картины разных жанров — пейзажи, портреты, натюрморты, и все они производят впечатление легкости, свободы. Как говорит сам мастер, приводя слова одного из своих учителей: «Работа художника не должна пахнуть потом». Труд художника сродни труду балерины.
— Когда мы смотрим балет, мы не задумываемся об изнурительных репетициях балерины, мы можем созерцать ее легкость, воздушность, с какой она парит над сценой. Так же и творческий поиск художника, его муки не должны быть видны зрителю, — рассуждает Булат Мансурович. – Вообще, творческий процесс сложный, трудоемкий, тут мало только таланта и вдохновения.
За чашкой чая Булат Мансурович рассказал о своем творческом пути. Он родился в городе Зеленодольске Казанской губернии, где и провел свое детство. На выбор профессии юного Булата повлияла встреча с художником в зимнем лесу. Как завороженный, он стоял и наблюдал за смешением красок на палитре, пока художник не дописал этюд:
— Думаю, простоял я часа два-три. И позже он начал со мной беседу, расспрашивал обо всем и пригласил в мастерскую. С этого момента я понял, что меня увлекает.
Поступив в художественную школу, Булат Яманов увлеченно работал, убегая с общеобразовательных уроков, чтобы попасть на занятия с другой группой. После завершения художественной школы в 1980 году поступил в Казанское художественное училище имени Фешина Н.И.
— Мы всегда гордились, если наши работы после просмотров попадали в фонд училища, т.к. там находились картины молодого студента Николая Фешина. Мне повезло — у меня были великолепные педагоги, известные российские художники, — отмечает мой собеседник. — После окончания учебы казалось, что ты все можешь. Но вскоре самоуверенность проходит, и начинается процесс поиска себя. Возможность творческого роста появляется при общении с признанными мастерами своего дела. Конечно, бывает и недовольство собой. Нередко картина переписывается, пока свежа краска. Но в такие моменты лучше всего отставить работу в сторону и вернуться к ней позже. Со временем картина воспринимается по-другому, и ее можно либо продолжить либо оставить как есть.

Булат Яманов: «Художник находится в постоянном поиске, и этому поиску нет конца»После завершения училища была служба в армии, а затем учеба на художественно-графическом факультете Чувашского Государственного педагогического института имени И.Я. Яковлева. После университета преподавал в художественной школе, которую когда-то сам и завершил, продолжая участвовать на выставках. В 1994 году Булат Мансурович переехал в Великий Новгород. Сегодня он не только возглавляет новгородское отделение «Союза художников России», но и является профессором кафедры изобразительного искусства и методики преподавания Новгородского университета. Одна из главных тем в творчестве Булата Яманова — детство. Воспоминания об этой счастливой поре нашли свое выражение во многих его картинах. Например, цикл работ «Пацаны», отражающий счастливую жизнь детворы.

— В нас живут воспоминания беззаботного детства, когда мы, будучи пацанами, бегали по крышам домов, гоняя голубей, и мечтали о будущем. Так же мне интересна тема женщины в современном мире, ее отношение к миру, отличающееся от мужского, — рассказал художник. — У меня есть интересная задумка – создать цикл работ на тему женщина и зеркало. Мужчина может взглянуть на себя в зеркало раз в день, но для женщин зеркало – почти как лучшая подруга, она не расстается с ним. Это очень тонкая тема и требует наблюдения, зарисовок, поиска. Думаю, эту идею я осуществлю. При создании портрета я стараюсь много беседовать с моделью, чтобы лучше понять характер. В этом плане портрет выигрывает перед фотографией, так как он позволяет раскрыть внутренний мир человека через цвет, жесты. Еще одна вдохновившая меня тема — образ ждущей матери. Я видел и никогда не забуду скорбящие в молчаливом ожидании лица женщин, проводивших на войну родных. Вообще тема Великой Отечественной войны близка нам всем. Как-то раз меня спросили: «Почему вы не пишите батальных сцен?» Я не могу. Такие сцены правдиво может написать только тот, кто сам пережил это.
К сожалению, сейчас все меньше остается ветеранов, и наши дети уже воспринимают Великую Отечественную войну как далекое прошлое. А забывать такое нельзя.
Как считает Булат Мансурович, чтобы картина привлекла внимание зрителя, художник при ее создании сам должен не остаться равнодушным, выразить себя, свои чувства. Тогда эмоции передадутся и зрителю. Другими словами, важно не просто запечатлеть пейзаж, а выразить свое отношение к нему. В мастерской на мольберте стоит изображение Иверского монастыря на берегу Валдайского озера.

Булат Яманов: «Художник находится в постоянном поиске, и этому поиску нет конца»— Это начало реставрации монастыря, он еще не был таким аляповато-красивым и новеньким, словно построенным вчера. В нем еще чувствовалось дыхание древности, — объясняет живописец. — Почему-то сейчас у меня такого чувства нет при виде этого памятника архитектуры. В этой картине я старался передать чувство древнего, намоленного места. Мягкий вечерний свет, спокойствие, ощущение старины, умиротворенное состояние природы. Древние мастера умели построить монастырь так, чтобы он не диссонировал с природой, а наоборот, вписывался в пейзаж. Раньше человек жил в гармонии с природой и бережно к ней относился. Сейчас редко такое встретишь.
Картины Булата Яманова написаны в основном в классическом стиле. Я решила узнать его мнение о современной живописи.
Сейчас очень часто на выставках появляется новое направление – инсталляция. Говорят, это современно. Конечно, дело вкуса, но меня как художника такое направление не задевает. Погружаясь в творческую работу, находясь в поисках, часто вспоминаю слова из писем Николая Ивановича Фешина, о том, что он больше уважает «дилетанта» (художника, который находится в поисках), чем художника, который оказался на вершине славы, и, избегая эксперимента и поиска, боится сойти с пьедестала и таким образом деградирует. Художник находится в постоянном поиске, и этому поиску нет конца.

Фото Максима Озерцова

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.