Булат Яманов: «Художник находится в постоянном поиске, и этому поиску нет конца»
Побеседовать с председателем Новгородского регионального отделения «Союза художников России» Булатом Ямановым корреспондент «53 новостей» решила неслучайно. Дело в том, что Булат Мансурович удостоен звания «Человек года» за большую организационную работу по развитию изобразительного искусства в Новгородской области.
В мастерской художника много картин, часть висит на стенах, часть скромно стоит в углу, некоторые работы – на мольбертах.
— Работать над картиной можно бесконечно. Даже когда работа уже побывала на выставке, порой ее хочется улучшить, что-то дописать — объясняет живописец. — Но иметь свои работы дома как украшение интерьера сложно, так как до сих пор к ним отношусь критически. Они заставляют меня продолжать работать мысленно, а не получать эстетическое удовольствие.
В мастерской можно увидеть картины разных жанров — пейзажи, портреты, натюрморты, и все они производят впечатление легкости, свободы. Как говорит сам мастер, приводя слова одного из своих учителей: «Работа художника не должна пахнуть потом». Труд художника сродни труду балерины.
— Когда мы смотрим балет, мы не задумываемся об изнурительных репетициях балерины, мы можем созерцать ее легкость, воздушность, с какой она парит над сценой. Так же и творческий поиск художника, его муки не должны быть видны зрителю, — рассуждает Булат Мансурович. – Вообще, творческий процесс сложный, трудоемкий, тут мало только таланта и вдохновения.
За чашкой чая Булат Мансурович рассказал о своем творческом пути. Он родился в городе Зеленодольске Казанской губернии, где и провел свое детство. На выбор профессии юного Булата повлияла встреча с художником в зимнем лесу. Как завороженный, он стоял и наблюдал за смешением красок на палитре, пока художник не дописал этюд:
— Думаю, простоял я часа два-три. И позже он начал со мной беседу, расспрашивал обо всем и пригласил в мастерскую. С этого момента я понял, что меня увлекает.
Поступив в художественную школу, Булат Яманов увлеченно работал, убегая с общеобразовательных уроков, чтобы попасть на занятия с другой группой. После завершения художественной школы в 1980 году поступил в Казанское художественное училище имени Фешина Н.И.
— Мы всегда гордились, если наши работы после просмотров попадали в фонд училища, т.к. там находились картины молодого студента Николая Фешина. Мне повезло — у меня были великолепные педагоги, известные российские художники, — отмечает мой собеседник. — После окончания учебы казалось, что ты все можешь. Но вскоре самоуверенность проходит, и начинается процесс поиска себя. Возможность творческого роста появляется при общении с признанными мастерами своего дела. Конечно, бывает и недовольство собой. Нередко картина переписывается, пока свежа краска. Но в такие моменты лучше всего отставить работу в сторону и вернуться к ней позже. Со временем картина воспринимается по-другому, и ее можно либо продолжить либо оставить как есть.
После завершения училища была служба в армии, а затем учеба на художественно-графическом факультете Чувашского Государственного педагогического института имени И.Я. Яковлева. После университета преподавал в художественной школе, которую когда-то сам и завершил, продолжая участвовать на выставках. В 1994 году Булат Мансурович переехал в Великий Новгород. Сегодня он не только возглавляет новгородское отделение «Союза художников России», но и является профессором кафедры изобразительного искусства и методики преподавания Новгородского университета. Одна из главных тем в творчестве Булата Яманова — детство. Воспоминания об этой счастливой поре нашли свое выражение во многих его картинах. Например, цикл работ «Пацаны», отражающий счастливую жизнь детворы.
— В нас живут воспоминания беззаботного детства, когда мы, будучи пацанами, бегали по крышам домов, гоняя голубей, и мечтали о будущем. Так же мне интересна тема женщины в современном мире, ее отношение к миру, отличающееся от мужского, — рассказал художник. — У меня есть интересная задумка – создать цикл работ на тему женщина и зеркало. Мужчина может взглянуть на себя в зеркало раз в день, но для женщин зеркало – почти как лучшая подруга, она не расстается с ним. Это очень тонкая тема и требует наблюдения, зарисовок, поиска. Думаю, эту идею я осуществлю. При создании портрета я стараюсь много беседовать с моделью, чтобы лучше понять характер. В этом плане портрет выигрывает перед фотографией, так как он позволяет раскрыть внутренний мир человека через цвет, жесты. Еще одна вдохновившая меня тема — образ ждущей матери. Я видел и никогда не забуду скорбящие в молчаливом ожидании лица женщин, проводивших на войну родных. Вообще тема Великой Отечественной войны близка нам всем. Как-то раз меня спросили: «Почему вы не пишите батальных сцен?» Я не могу. Такие сцены правдиво может написать только тот, кто сам пережил это.
К сожалению, сейчас все меньше остается ветеранов, и наши дети уже воспринимают Великую Отечественную войну как далекое прошлое. А забывать такое нельзя.
Как считает Булат Мансурович, чтобы картина привлекла внимание зрителя, художник при ее создании сам должен не остаться равнодушным, выразить себя, свои чувства. Тогда эмоции передадутся и зрителю. Другими словами, важно не просто запечатлеть пейзаж, а выразить свое отношение к нему. В мастерской на мольберте стоит изображение Иверского монастыря на берегу Валдайского озера.
— Это начало реставрации монастыря, он еще не был таким аляповато-красивым и новеньким, словно построенным вчера. В нем еще чувствовалось дыхание древности, — объясняет живописец. — Почему-то сейчас у меня такого чувства нет при виде этого памятника архитектуры. В этой картине я старался передать чувство древнего, намоленного места. Мягкий вечерний свет, спокойствие, ощущение старины, умиротворенное состояние природы. Древние мастера умели построить монастырь так, чтобы он не диссонировал с природой, а наоборот, вписывался в пейзаж. Раньше человек жил в гармонии с природой и бережно к ней относился. Сейчас редко такое встретишь.
Картины Булата Яманова написаны в основном в классическом стиле. Я решила узнать его мнение о современной живописи.
Сейчас очень часто на выставках появляется новое направление – инсталляция. Говорят, это современно. Конечно, дело вкуса, но меня как художника такое направление не задевает. Погружаясь в творческую работу, находясь в поисках, часто вспоминаю слова из писем Николая Ивановича Фешина, о том, что он больше уважает «дилетанта» (художника, который находится в поисках), чем художника, который оказался на вершине славы, и, избегая эксперимента и поиска, боится сойти с пьедестала и таким образом деградирует. Художник находится в постоянном поиске, и этому поиску нет конца.
Фото Максима Озерцова