Светлана Горычева: новгородское образование ничуть не хуже китайского

Светлана Горычева: новгородское образование ничуть не хуже китайского

Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики Новгородского государственного университета Светлана Горычева представляла Российскую Федерацию на Всемирном форуме «Образование для устойчивого развития» в Пекине. Форум проходил под патронажем ЮНЕСКО. В его работе приняли участие эксперты из 20 стран – Великобритании, США, Австрии, Индии, Японии, Малайзии, Кореи и другие. Мероприятие проходило на высоком уровне – об этом говорит и то, что на встрече свои доклады представили министр образования Китая и генеральный секретарь «ЮНЕСКО» по вопросам образования.

Светлана Горычева: новгородское образование ничуть не хуже китайского

— Идея общества устойчивого развития зародилась еще в 70-х годах XX века, когда возникла угроза экологическому состоянию нашей планеты, — говорит Светлана Николаевна. — В качестве решения этой проблемы стали разрабатываться проекты, затрагивающие не только экологию, но и экономику, социальную сферу. Но особое внимание уделялось образованию, так как  от того, каким вырастет подрастающее поколение зависит будущее планеты. Известно, что если образование в стране на высоком качественном уровне, то экономика государства развивается более стабильно. Поэтому необходимо подготовить экологически грамотных людей, способных решать возникающие проблемы компетентно, с осознанием полной ответственности за принятые решения. В мировом сообществе период с 2005 по 2015 год  был объявлен декадой образования.

Проведение форума по образованию для устойчивого развития общества в Пекине не случайно. Китайская система образования направлена на решение вопросов экологии, здоровья, улучшения состояния окружающей среды. Я могла лично убедиться в этом. Мы посетили одну из пекинских школ, действующих под эгидой «ЮНЕСКО». Мне показалось, что это школа будущего. Современное здание учебного заведения построено из экологически чистых материалов. На уроках особое внимание уделяется вопросам экологии, здоровья, сохранения планеты для будущего поколения. Эти темы органично вписываются в общую школьную программу. Учителя активно используют компьютерные и информационные технологии. Так, в кабинете географии с помощью мультимедийного оборудования потолок превращается в объемный земной шар. При этом в школе сохранены традиции китайского образования и культуры. Например, в каждом классе висит китайский флаг, действует музей истории. Все это и многое другое воспитывает у учеников гордость за свою страну.

Светлана Горычева: новгородское образование ничуть не хуже китайского

Вместе с тем отмечу, что процесс обучения мне показался довольно традиционным. Уроки строились скорее в объяснительно-иллюстративной  системе, но не в инновационном ключе. Во многом это объясняется тем, что в классах китайских школ обучаются одновременно до 50 учеников. И поэтому учителю очень трудно организовать работу в малых группах или индивидуализировать процесс обучения. Следует отметить, что новгородское образование по качеству ничуть не уступает китайскому. У нас применяются разнообразные современные технологии обучения, направленные на то, чтобы ученики овладевали способностью применять свои знания в различных жизненных ситуациях, творчески их преумножать.  В школах Великого Новгорода, как и в школах Пекина, много внимания уделяется вопросам экологии, сохранению здоровья и толерантности. Всё это является ключевыми составляющими устойчивого развития общества.

Светлана Горычева: новгородское образование ничуть не хуже китайского

Кроме того, на форуме обсуждался вопрос оценки уровня подготовленности учеников. Это не простая тема, и мнения здесь разные. В России, например, повсеместно введен единый государственный экзамен. С одной стороны, он дает объективную оценку уровня сформированности знаний выпускников, выявляет их объем и умение применять при решении предложенных задач. Однако такая форма оценивания компетентности выпускника не учитывает его отношение к миру, людям природе, здоровью. Насколько выпускник готов жить в динамично развивающемся обществе, среди людей разных культур, политических взглядов, религиозных конфессий?

Найти инструменты объективной оценки компетентности выпускника средней, да и высшей школы, задача номер один для современной педагогики. Уверена, что она по плечу ученым и педагогам практикам. 

Комментарии

Влад
05:16 04.11.2013

Светлана Горычева заблуждается. Я постарался высказаться как можно мягче…

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.