Районы-кварталы: Кречевицы
Сетевое издание «53 новости» в рамках проекта «Идентичность» каждую неделю знакомит своих читателей с жизнью одного из районов Великого Новгорода и его значением в сознании местных жителей. Новый материал посвящён самому далёкому от центра микрорайону города.
Кречевицы вошли в состав Великого Новгорода в 2004 году и с тех пор являются самой удалённой городской окраиной и анклавом, до которого около 10 километров пути от Северного микрорайона. Но и до вхождения в состав областного центра Кречевицы развивались собственным путём.
Как правило, стандартный рабочий посёлок — это несколько промышленных или сельскохозяйственных предприятий и жилая зона вокруг них. Так развивались Волховский и Панковка. И там, и там есть своя промышленность и свои профтехучилища.
В Кречевицах всё по-другому. Формально в 1930-х годах они получили статус рабочего посёлка, однако вместо промышленности на территории Кречевиц базировалась воинская часть и военный транспортный аэродром. Причём, появились они тут неспроста.
Кречевицы впервые упомянуты в писцовых книгах в 1500 году под названием Кривцовичи. Название неоднократно менялось под влиянием нового произношения, и в итоге в конце XVIII века поселение обрело свой нынешний топоним. А уже в первой половине XIX века на Кречевицы обратили внимание военные.
В 1817 году здесь основали военное поселение, которое стало частью большого проекта по реорганизации армии и снижении расходов на её содержание. Новгородская область стала одним из мест сосредоточения пехотных частей, хотя в 1830-е годы в Кречевицах появились кавалеристы. После восхождения на престол Александра II проект военных поселений был свёрнут, но воинская часть с конными полками вместе сохранившимися Аракчеевскими казармами просуществовала здесь до крушения Российской империи, затем с 1918 по 1926 годы здесь базировались конные части Красной армии. В 1926 году в Кречевицах появился военный аэродром.
В 1976 году было принято решение удлинить взлётно-посадочную полосу и подготовить аэродром для принятия гражданских самолётов. В планах значилось создание международного пассажирского аэропорта. О результатах работы над созданием нового авиационного транспортного узла, в принципе, все знают. Взлётно-посадочная полоса сохранена, но остальную инфраструктуру нужно создавать практически с нуля. Область ждёт инвестора.
Военные ушли отсюда совсем недавно, и от них остались открытые корпуса, где сейчас можно свободно гулять. Внутри них сваленный в кучи инвентарь, мебель, кирзовые сапоги и прочее ненужное добро. Откуда-то со второго этажа слышатся голоса — место, видимо, понравилось любителям полазить или выпить в необычном месте подальше от чужих глаз. Посередине здания на первом этаже находится большое помещение солдатской столовой.
На территории микрорайона находится множество старых зданий, которые приспособлены под жильё. На стене одного трёхэтажного дома из красного кирпича красуется надпись «1929». Новое строительство ведётся здесь точечным методом. Так были построены два дома для военных и один — для ветеранов, тот самый, печально известный упавшими балконами. С тех пор конструкцию усилили, а балконы застеклили.
В домах сейчас живут либо пожилые люди, которые остались здесь ещё со времён работающей военной части, либо семьи военных. Некоторые из них продали свои квартиры тем, кому не страшно ездить так далеко в город. А ездить приходится, ведь без военной инфраструктуры здесь совсем не осталось работы, но остались люди, порядка 3 тысяч жителей.
Сам посёлок, несмотря на некоторую запущенность, до сих пор сохранил порядок и строгость военных поселений и традиционно характерное для таких мест обилие растительности, благодаря чему микрорайон выглядит как один большой парк с жилыми домами внутри него. Есть выходы и на берег реки Волхов, где расположилось множество частных лодок. На другом берегу реки — природа.
Перспективы у микрорайона не очень радостные. В настоящее время он прирастает только дачными постройками и частным сектором, среди которого встречаются иногда и весьма интересные экземпляры жилой архитектуры. В микрорайоне нет работы, но есть некое подобие центра, который, при желании, можно привести в порядок. Это могло бы способствовать повышению привлекательности скучного и, в целом, депрессивного места, где пока главными критериями для переезда являются явно не удобство или высокое качество жизни, а дешевизна и близость к земле.
Фото автора, графика Марии Гусар
Цикл «Районы-кварталы» спецпроекта «Идентичность»
2. Старый город
3. Панковка
9. Людин конец
10. Набережная
11. Антоново
12. Плотницкий конец
13. Старый Псковский
14. Северный район
15. Колмово
18. Григорово
19. Кречевицы
Жаль. ДМБ 86-88 авторота
Жалко
Жалко , я там служил 1977г.
Конечно жалко
Я тоже там служил 2001-2003 рота Охраны.
СЛУЖИЛ 1969-71Г(МАЙ) ВОЗДУШНЫЙ СТРЕЛОК В/Ч26284 НА АН 12 КОМАНДИР КОРАБЛЯ П/ПОЛКОВНИК КОНОНОВ ЗАМ. КОМ. ПОЛКА ОСТАЛИСЬ ОЧЕНЬ ДОБРЫЕ И СВЕТЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О СОСЛУЖИВЦАХ И КОМАНДИРАХ. 21.04.20Г
Отец служил в полку в Кречевицах, жили в военном городке в 1958,1959 г.г. Почему- то не пишут, что там был полк Ил-28.А Хрущев эти самолеты распилил автогеном.
В конце 50-х летчики военного городка говорили — есть на свете три столицы — Рим, Берлин и Кречевицы.
Я как жительница Кречевиц оскорблена, что назвали наш микрорайон «депрессивным местом»