Сергей Маркелов: «Сегодня Великому Новгороду требуется особое состояние власти»
Сегодня, 29 июня, в 19:00 на «Новгородском областном телевидении» в программе «Диалог» выступит политический советник, консультант, аналитик и эксперт Сергей Маркелов. В эфире будет затронут ряд тем, касающихся актуальной политической ситуации в Великом Новгороде. Предлагаем отрывки из записи программы.
— Как вы думаете, часто ли в последнее время политики стали выяснять отношения между собой в судах?
— Такая ситуация не распространена в регионах России, но является обычной. Поэтому назвать новгородскую ситуацию эксклюзивной я, как эксперт, не могу. А в Европе это даже более распространено. У европейских политиков, бизнесменов фанатичная любовь выяснять отношения в суде.
В основе ситуации лежат три аспекта. Первый — федеральный. Второй — особенности сегодняшней региональной политики в России. Третий — специфика Новгородской области. Остановимся на этом подробнее.
Сегодня в условиях сложной международной политической обстановки вся вертикаль власти должна работать четко и понятно. Когда по телевидению говорят, что Россия устойчиво держится в условиях международных санкций, мы должны понимать, что этим обязаны отлаженной правильной работе вертикали власти внутри страны. В чем и заключается федеральный аспект.
Посмотрим, в чем состоит региональный политический тренд власти в июне 2015 года. Власти любого уровня должны работать в согласованном режиме. Центр сегодня предъявляет ряд требований к региональной власти. Первое требование — работать прозрачно, открыто, безконфликтно, понимая друг друга. Второе — снятие любых видов социальной напряженности. Третье — четкое выполнение всех решений, связанных с социальными задачами.
И, наконец, рассмотрим новгородскую специфику данной ситуации. Перезагрузка новгородской власти в 2007 году, когда к власти пришел новый губернатор, проходила по уникальному для России сценарию. Это было сложное «обнуление» предыдущей власти. Перезагрузить власть нужно было тонко, но настойчиво. Эти особенности и послужили основой для сегодняшнего внутригородского конфликта.
— Не расшатывает ли конфликт между депутатами и главой города сбалансированную устоявшуюся модель управления?
— Сегодня городу требуется особое состояние власти. В условиях муниципальной реформы требования к городской власти усилились.
Депутаты городской Думы увидели в реформе возможность доделать все, что политически не было доделано все эти годы в условиях прямых выборов мэра. Нужно показать горожанам, что муниципальная реформа приведет к новому качеству развития города. Мне как эксперту кажется, что это не было до конца понято той частью муниципальной власти, которая возглавлялась мэром, выбранным напрямую.
Это закономерно — новые депутаты всегда более либеральны, они готовы бросаться на амбразуру и показать, что готовы работать на город. В оборонительной позиции, безусловно, оказывается вторая ветвь власти.
— Многие новгородцы уверены, что это затянувшийся конфликт между городской властью и областной или между мэром и губернатором. Так ли это?
— В оценке конфликта всегда присутствуют стереотипы. Если сегодня областная власть представлена губернатором Сергеем Герасимовичем Митиным, а городская власть — мэром Юрием Ивановичем Бобрышевым, то, с точки зрения стереотипного мышления, якобы конфликтуют конкретные люди, которые возглавляют эти системы властей. Это и так и не так.
Губернатор несет ответственность за весь регион перед президентом, он отвечает за работу систему вертикали власти внутри территории. Сегодня политически одна из самых сложных территорий в Новгородской области — это город. Город всегда на всех последних избирательных компаниях сложно голосовал, хуже, чем остальная область. А ведь подтвердить для президента то, что Новгородская область управляема и лояльна как часть территории России, можно только одним способом — процедурой выборов. Город всегда в последнее время «провисал». Имеет ли право область думать, что город имеет слабое политическое управление? Новгородская область по основным экономическим параметрам находится в первой тройке регионов, а политическое управление в городе дефектное.
Также, если мы выйдем на улиц города и попросим случайных прохожих назвать городские проблемы, никто не скажет, что в городе нет проблем. Люди будут задавать конкретные вопросы по улицам, почтовым ящикам, подъездам, внутридворовым застройкам, машинам.