В кинотеатре «Новгород» показали шокирующие простотой норвежские фильмы
7 мая в кинотеатре «Новгород» состоялся показ работ самого крупного норвежского фестиваля Tromsø International Film Festival.
С 1991 года, то есть со времени своего основания Tromsø International Film Festival зарекомендовал себя как витрину северного кинематографа. Организаторы фестиваля подчеркивают и ценят свою связь с Россией. В 2015 году ими был подготовлен кинематографический альманах, знакомящий зрителя с шестью лучшими работами программы фестиваля.
В целом сегодняшний норвежский кинематограф являет собой нечто выбивающееся из общего культурного слоя, представляя собой нечто неестественное как для любителя, так и для врага мейнстрима. Раскусить и прочувствовать представленные фильмы до конца во многом под силу лишь опытному знатоку кинематографа. Для обычного зрителя, независимо от того, какие жанры и периодику он предпочитает, фильмы представляют собой сложноразрешимую задачу, вызывают множество вопросов и удивляют.
Представленные на фестивале фильмы, за редким исключением, не имеют ни цельной сюжетной истории, ни заданных тесных связей между демонстрируемыми объектами. Они похожи на куски, вырванные из реальной жизни кем-то просто так. Также норвежские короткометражки поражают своей естественностью – простыми и абсурдными ситуациями, возникающими в жизни каждого из ниоткуда и заканчивающиеся ничем.
Маленькие и большие трагедии, радости и отвратительность реальности непременно предстают на фоне прекрасных северных пейзажей. Иногда это контраст, иногда обрамление, в целом же природа поглощает все человеческое, превращая его в нечто маленькое и не такое уж важное.
Интересно, что норвежцы соблюли принцип естественности абсолютно во всем: начиная от почти реальных, казалось бы не постановочных сюжетов, заканчивая внешностью выбранных актеров.
В этих фильмах не маячит напоминание о канонах красоты. Актеры здесь просты, жизненны, лишены тяжелого грима и, как следствие, увы, не всегда красивы. Но на экране их любят, жалеют, ждут и пытаются понять. И эта необычная модель ставит зрителя в ступор, потому что обычно на экране взаимодействуют с картинкой, а не с живым человеком.
Норвежский фестиваль всегда подчеркивает свое особое отношение к России. В представленных работах можно узнать Мурманск и другие российские территории, суровые и холодные. Вообще общая атмосфера фильмов получилась холодной. Только этот лед воспринимается не как трагедия, а как нечто обыденное. Не зря один из героев фильма о России вспоминает, как шел, замерзая, в непроглядной тьме по шпалам: сначала борешься, думаешь, а потом замерзает организм, теряет способность к сопротивлению и становится так хорошо, и сам ты становишься таким приятно себе равнодушным.