Митрополит Новгородский и Старорусский Лев поздравил православных христиан с Рождеством Христовым

Митрополит Новгородский и Старорусский Лев поздравил православных христиан с Рождеством Христовым

Рождественское послание Митрополита Новгородского и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской митрополии

Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну

и в последние времена от Девы воплощённому безсеменно, —

Христу Богу возопим:

«Вознесший бытийственную силу нашу», «свят еси, Господи».

(Песнь 3 рождественского канона, ирмос)

 

Возлюбленные о Господе братья и сёстры!

Христос рождается — славьте Его! Христос с Небес нисходит — встречайте!

Чем величественнее представляется нам Бог, сотворивший вселенную, тем всё более невообразимой по сути своей должна представляться нам тайна вочеловечения. Не то что бы Бог спустился на землю – Он вошёл в историю, в саму суть человеческой жизни, в жизнь каждого человека, рождающегося на этой земле. Творец Вселенной как бы стал частью Своего творения, оставаясь тем безгранично Целым, которое только и есть истинная жизнь вне изменений и сомнений.

Предрождественская эпоха была временем ожидания избавления от тяжести бессмысленного бытия. О необходимости возвращения «золотого времени», в рамках которого действуют не процессы угасания, а принципы духовного развития, рассуждал ещё великий философ древности Платон. Знаменитый придворный поэт эпохи императора Августа Октавиана Вергилий писал о пророчествах, рождённых в языческой культуре, согласно которым от Девы родится Младенец – родоначальник нового «золотого века». Эти воздыхания древности о необходимости для мира новых смыслов бытия, нового решающего всплеска духовности, который мог бы сделать не народы или цивилизации, а человека главным действующим лицом истории и, прежде всего, своей собственной истории, были выражением не только духовного кризиса тогдашнего мира. Некоторым образом, они являлись и уверением в надежде на возможное утоление духовной жажды, утоление печали о никчемности «маленького» никому неизвестного и мало кому нужного человека.

Но гораздо более значимым было ожидание непременных кардинальных изменений в среде израильского народа, история которого основывалась на идее избранности в истории. «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные», — сказано было Богом Аврааму в начале истории спасения (Быт. 12,3). Иудеи того времени помнили и пророчество своего древнего патриарха Иакова, реченные им перед смертью: «Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49,10). Можно представить себе, каким большим искушением для древних иудеев было видеть Бога, Творца Вселенной, заботящимся, прежде всего, о маленьком, затерянном в тупиках истории, народе, который жил и действовал всегда под впечатлением того великого события, когда Бог вёл его из египетского рабства в землю обетованную. Неспособность противостоять великим империям древности в политическом, а иногда и культурном пространстве, только ещё больше возбуждала в избранном народе осознание собственной значимости и величия. Ибо Примиритель обязательно придёт к ним, и покорность народов будет для них.

И вот, в мало кому известном в то время городе Вифлееме от Девы Марии, которая с детства была посвящена Богу и по пришествии времени замужества отдана в семью благочестивого пожилого Иосифа, рождается Младенец.

«Днесь восприемлет Вифлеем Седящего присно со Отцем» (Утреня, стихира по Евангелии). Его исповедуют небеса, Ему приносят дары волхвы, о Нём радуются пастухи и Его преследует тот, кому не принадлежит скипетр и который не желает жить по Божьим законам.

В Иисусе Христе Бог вошёл в этот мир не как повелитель, но как Примиритель. «В яслях для скота возлежит и пеленами повивается Тот, Кто разрывает многоплетённые пленницы прегрешений» (Песнь 6, тропарь). Проблема только в том, что в нашем мире никто ни с кем и ни с чем мириться не хочет. Было бы благом, если бы люди не мирились с собственными грехами, но непримиримость с другими в отстаивании собственных материальных или властных интересов приводит только лишь к дальнейшему сползанию человечества к бессмысленности бытия и духовному разрушению. С Ирода Великого начинается охота за властью Бога, которая приводит ко всё большим страданиям простых людей.

И всё же свободная покорность Божественному Примирителю овладела в истории очень многими сердцами. Жить в мире с ближним, чтобы примириться с Богом и получить от Него Благодатную помощь для умягчения своего злого сердца, – эта идея стала основой для рождения великой христианской культуры, как на Западе, так и на Востоке. Мы невозбранно верим, что только она и имеет основания для действительного развития. Только в лоне христианской культуры, а не современной цивилизации человек рождается для вечности в Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе.

Церковь бережно сохраняет всё лучшее и святое, что было в Её истории. В этом её творческая консервативность, без которой невозможно духовное развитие человека и обогащение культурного наследия тем, что, в свою очередь, необходимо будет бережно сохранять и умножать.

В Рождестве Христовом человечеству явлен Свет Правды, Свет, делающий явью всё то, что струится в вечность как потоки живой воды из «чрева» живущих любовью. Эта Любовь, рождённая в яслях Вифлеемской пещеры, не обещает ни власти, ни богатства, ни удовольствий, но только она приобщает нас к вечному смыслу бытия. Потому что лучше любить страдая, чем, напитав свою жизнь различного рода земными благами, уйти из неё, так и не поняв, что такое любовь, так и не испытав прикосновение Вечности.

Эта Вечность сегодня пришла к нам в своей неизреченной красоте тишины и святости. Возлюбим же Её. Наполним Её благостью свои сердца. Обратим свои лица друг ко другу, чтобы Бог мог быть с нами.

Небо и земля соединились с рождением Христа. Бог сошёл на землю, чтобы возвести человека к небу.

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»!

 

МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ

И СТАРОРУССКИЙ ЛЕВ

Рождество Христово

2013/2014 г.

Великий Новгород

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.