«53 новгородских храма»: церковь во имя великомученика и целителя Пантелеймона (Великий Новгород)

«53 новгородских храма»: церковь во имя великомученика и целителя Пантелеймона (Великий Новгород)

Церковь великомученика и целителя Пантелеймона на Тихвинской улице была возведена в 1554 году усердием новгородского архиепископа Пимена и горожан на месте погребения новгородского юродивого — святого праведного Николая Кочанова спустя 162 года после его кончины.

«53 новгородских храма»: церковь во имя великомученика и целителя Пантелеймона (Великий Новгород)

Во время шведской оккупации 1610-17 годов церковь была разорена.

Церковь возобновили по инициативе губернского секретаря Федора Никитина, была пристроена каменная паперть с приделом во имя святителя Димитрия Ростовского.

Щедрые пожертвования императора Николая I позволили в 1835 году расширить и перестроить Димитриевский придел, который был переосвящен в честь Покрова Божией Матери. В 1857 году у церкви появился придел во имя праведного Николая Кочанова. Церковно-приходскую школу храма в 1907 году посещало более полусотни детей, еще 35 девочек училось в воскресной женской школе.

11 декабря 1916 года новгородскую земскую больницу, находившуюся на приходской территории храма, посетили последняя императрица России Александра Федоровна и великие княжны. В настоящее время в здании больницы располагается родильный дом №1.

В советское время в 1930-е годы в церкви был устроен больничный морг и прачечная.

Храм пострадал в годы войны и после восстановления его передали городской санитарно-эпидемиологической станции.

9 августа 2013 года митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил в храме после многих лет запустения первую Божественную Литургию.

В храме и сейчас продолжают пребывать под спудом мощи праведного Николая Кочанова.

«53 новгородских храма»: церковь во имя великомученика и целителя Пантелеймона (Великий Новгород)

Окормляет церковь священник Покровского собора иерей Михаил Терещук, побеседовавший с «53 новостями» в рамках проекта «53 новгородских храма».

— Отец Михаил, что по вашему мнению, ждет этот храм в будущем, если все сложится хорошо?

— Если Господь благословит, то храм приобретет тот вид, который был у него до разрушения и превращения его в светское учреждение. Первый, самый важный, шаг на этом пути был сделан, когда храм передали епархии и здесь стала совершаться Литургия. Далее, поскольку «Литургия» в переводе с греческого значит «общее дело», важным становится появление прихода: людей, которые вместе молятся Богу, молятся о себе и друг за друга. Сейчас этот процесс идёт.

Также важно и то, что касается самих стен храма. В советское время после изъятия церкви государством внутри храма появилось множество перегородок. Их надо убирать, чтобы возродить внутренний интерьер. Для этого компетентной организацией делался специальный проект. Строители вот-вот начнут работу. Следующий этап — комплексная реставрация храма. Молимся и надеемся на то, что Богослужения тут будут совершаться постоянно, а не один раз в неделю как сейчас.

Уже многое сделано: установлен купол с крестом, частично сделан косметический ремонт в алтарной части храма, была починена протекающая крыша, отремонтировано отопление. Одни неравнодушные люди установили вторую входную дверь, благодаря которой прекратились сквозняки, другие победили грибок на стенах…

«53 новгородских храма»: церковь во имя великомученика и целителя Пантелеймона (Великий Новгород)

— Чем сегодня отличается жизнь этого храма от других новгородских приходов?

— Здесь совершаются молебны для беременных — напротив находится роддом. Каждую субботу в 11.30 сюда приходят будущие мамы, которые имеют возможность здесь помолиться и попросить у Бога благополучной беременности и родов, принести покаяние. Часто эти мамы делают самые первые шаги в храме. Они нуждаются в вере, как младенцы в молоке.

Данная церковь имеет большие миссионерские возможности для страдающих физическими и душевными недугами, ведь это храм великомученика целителя Пантелеймона.

И, конечно же, храм уникален, потому что далеко не во всех церквях находятся под спудом мощи святых. Здесь можно поклониться мощам святого праведного Николая Кочанова.

— Бывает ли так, что после рождения малыша, родители крестят его не в своем приходском храме, а тут — в церкви напротив роддома?

— Конечно. Нам даже пришлось для этого приобрести новую купель. Добрые люди пожертвовали средства.

Ещё жертвуют иконы: как раз сегодня я освящал икону святого великомученика и целителя Пантелеймона. Не так давно до этого, икону святого блаженного Николая Кочанова.

— Будущие мамочки посещают храм. А вы сами посещаете роддом?

— Я исповедую и причащаю в нем тех, кто по какой-то причине не может прийти в церковь. Последний раз я крестил неделю назад там младенца в отделении реанимации. Слава Богу таинство крещения там не приходится производить часто, но и в этом бывает необходимость.

Когда я только начинал свое священническое служение, то крестил младенца по просьбе родителей. Но ребенка вскоре забрал себе Господь… Они с верой пережили горе, и сейчас Бог дал им другого ребёночка.

Люди помнят и любят этот храм. Сюда к месту погребения великого новгородского юродивого Николая Кочанова приезжали паломники из Сергиева Посада, из Курска, Санкт-Петербурга и из других городов. Эти люди знают о святом порой даже больше, чем сами новгородцы. Так, однажды, в храм пришли два брата. Их отец когда-то крестился в этом храме и просил сыновей поклониться святому Николаю Кочанову и привезти ему его икону. Другой случай: женщины вышили покровцы (платы для богослужебных сосудов) — память о своем дяде, который работал неподалёку и, по всей видимости, молился в этом храме.

«53 новгородских храма»: церковь во имя великомученика и целителя Пантелеймона (Великий Новгород)

— Непременным атрибутом храма является библиотека. Есть она и здесь, в этом храме. Меняются ли книги, которые издаются для православных людей?

— Да. Книги меняются в соответствии с тем, как меняются люди, которые их читают. Люди мыслят по-другому и по-другому воспринимают информацию.

Если, например, раньше в 12 лет ребенку достаточно было почитать задачу, чтобы понять ее смысл, то современные дети в 12 лет уже не могут сделать этого. Им уже нужно посмотреть на картинку, чтобы понять задачу. Мышление стало «клиповым». Человек сейчас стал больше воспринимать информацию образами. И те книги, которые содержат больше образов — легче читаются. К тому же и опыт жизни у современных людей поменялся, а восприятие во многом опирается на личный опыт. 

Современные книги о Церкви, как я вижу, призваны облегчить именно процесс восприятия прочитанного.

Здесь же стоит сказать и об опыте молитвы. Участие святого в своей судьбе человек всегда начинает чувствовать, когда начинает ему молиться. Но молится не словами, а сердцем. Со святым общаются как личность с личностью — когда человек интересен человеку. Большое искушение в том, что часто от молитвы остается одна форма, а содержание отсутствует. В ответ на искреннюю молитву святой начинает принимать самое непосредственное участие в твоей жизни. Также как заботятся друг о друге любящие люди, также и святые заботятся о нас. Молитва молитве рознь, если в ней нет главного — любви.

«53 новгородских храма»: церковь во имя великомученика и целителя Пантелеймона (Великий Новгород)

— А в целом, если так можно выразиться, качество верующих людей в последние годы изменилось, стало лучше? Ведь в свое время, например, американский писатель Марк Твен различал христиан по названию и христиан по призванию.

— Современное сознание часто предполагает магический, потребительский, аспект: «Вот я сейчас свечку поставлю, а святой все устроит в жизни без моего труда». Но требуется и желание изменить свою жизнь, не только молитва. И важно, чтобы этот первый шаг к Богу в храме не стал последним. Человек должен воцерковляться, участвовать в Исповеди и Причастии, чтобы центром его жизни стало служение Богу.

Корни того, что православными ставятся лишь по названию лежат в советском времени, в той практике, когда не имея иной возможности, людей крестили, не дав впоследствии должного примера участия в церковных таинствах, примера ежедневной молитвы вместе с родителями. Нельзя останавливаться на том, чтобы быть христианином по названию. Мой опыт священника, служащего в храме при медицинском учреждении, говорит о том, что часто человека Бог призывает к себе через болезнь. Чтобы человек был христианином и по призванию.

Как хорошо сказал выдающийся английский писатель Клайв Стейплз Льюис:

Бог обращается к человеку шёпотом любви, а если он не услышан – то голосом совести; если человек не слышит и голоса совести – то Бог обращается через рупор страданий».

Вновь и вновь происходит та драма, когда человек собирается хотя бы на секунду обратиться к Богу, но бес ему говорит: «Сейчас обед по расписанию, успеешь подумать о вечности». А после этого обеда наступает время сна… Современный ритм жизни во многом ответственнен за то отношение к духовности, что превалирует у современного человека.

Фото Артура Крейтора

При подготовке использована статья директора Государственного архива Новгородской области Оксаны Снытко

Банковские реквизиты для пожертвований на храм:

Местная религиозная организация православный Приход Покровского собора г.Великий Новгород Новгородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
(на восстановление церкви великомученика и целителя Пантелеймона)
ИНН 5321037756 КПП 532101001
Р.сч. 40703810743030100006 в
Новгородском ОСБ №8629 Великого Новгорода
БИК 044959698
Корр.сч. 30101810100000000698

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.