«53 новгородских храма»: церковь Владимирской иконы Божией Матери в Селееве (Поддорский район)
Инициатива возведения храма, освященного в 2006 году архиепископом Новгородским и Старорусским Львом, принадлежит местной жительнице Тамаре Евгеньевой.
Рассказывает настоятель церкви — протоиерей Василий Киселев:
— Здесь когда-то были поля — леспромхоз высаживал рассаду. Окрестные сельчане же ходили в храмы в Жидовичи и в Большие Язвищи. Храм строился на средства жителей и жертвователей, и в нем есть работы одного местного мастера, который изготовил замечательное деревянное паникадило и другие предметы церковной утвари. Селеевский сельсовет нам выделил землю на месте жилого дома. Людей устраивает местоположение храма в центре села и это главное. Ведь если бы мы его поставили на горе, то не каждый пришел бы в храм, потому что в деревне часто живут уже люди немощные.
Отец Василий рассказал «53 новостям», что вверх по течению реки Ловати находится деревня Блазниха, где также когда-то была часовня, и где есть почитаемая могила монаха Герасима:
— Туда многие люди ездят, так как там происходят исцеления тех, у кого болят ноги. Туда в свое время, в 1930-е, приезжал представитель советской власти — некто в кожанке. Он приказал выкопать и выкинуть в реку останки инока. Один из местных жителей залез во вскрытую могилу, чтобы выполнить это приказание, но у него отказали руки и ноги. Мужчину вытащили с помощью веревок и больше желающих забираться в яму не было. Жена этого жителя долгое время прожила после этого случая и подтверждала произошедшее. Когда после долгих уговоров близких этот человек спустя время покаялся на могиле монаха в своем грехе, то его отпустило, и он вернулся в деревню уже на своих ногах.
Селеевский храм возведен в честь так называемого обетного праздника, когда по молитвам в праздник Владимирской иконы Божией Матери после долгой и страшной засухи наконец пошел дождь.
Здесь же, в Селееве, корреспондент «53 новостей» традиционно воспользовался случаем, чтобы задать несколько вопросов на различные темы настоятелю церкви.
— Отец Василий, как по вашему, современный русский человек больше погружен в духовные поиски, или, все же, в зарабатывание денег?
— Русский человек имеет широкую душу. Ему и деньги хочется иметь и к Богу быть поближе. И в этом ничего предосудительного нет. Пусть человек приходит к Богу хорошо одетый и сытый, чем в горе.
— Какие традиции вы хотели бы со временем увидеть в приходах, которые вы окормляете на территории Поддорского района?
— Я очень хотел бы, чтобы у нас удалось одно начинание. Рядом с храмом в райцентре, в Поддорье, находится двухэтажное здание. Я хотел бы, чтобы в нем обучались рукоделию дети.
К этому меня побудил один горький опыт: как-то весной собрал учеников воскресной школы и попытался с ребятами наделать скворечников. Но оказалось, что они даже не могут пилить дощечки, не умеют отвертки в руках держать. Деревенские мальчики в возрасте шестого-девятого класса и гвоздя забить не умели! Для меня в приходе это было откровением.
Когда же начали строить тут храм, то я не мог найти плотников. Пришлось мне приглашать из Санкт-Петербурга своего родного брата Николая…
Все это очень серьезная проблема: детей надо учить работать руками, уметь жить как нормальные сельские люди. И учить надо сейчас: потом уже не научишь никогда.
В компьютерах зато ребята очень грамотные. Правда, в деревне за овощами все чаще ходят не на грядку, а в магазин. Но несмотря ни на что, я уверен — дети должны научиться жить.
Конечно, есть одна из основных причин разложения деревни: алкоголизм. Но и с ним можно бороться. Люди у нас принимают обет трезвости и вот уже по несколько лет не пьют. В нашем приходе таких можно набрать уже два-три десятка. Правда, есть одно условие в данном случае: человек должен делать это по своему собственному желанию. Если его нет — нет и толку.
— Что вы думаете о гражданской войне на Украине? Подчеркиваю, на православной Украине. 2008 год — де-факто война с Грузией, тоже с православной страной. Почему так происходит?
— За двадцать лет с того момента, как распался Советский Союз, много чего произошло в этих государствах. Там, например, выросло новое поколение, которое воспитывалось совсем в других ценностях. Они по-другому смотрят на мир, на тот же Крым, который на Украине считают своей страной. Кто воюет? Молодые же воюют… И Грузия в том же ряду. Символично на этом политическом и общественном фоне выглядит смерть Шеварнадзе, представителя старшего поколения, который, тем не менее, проводил проамериканскую политику.
Братоубийственная война — это большое горе, и все мы страдаем. Например, моя теща, украинка. Она звонит из Санкт-Петербурга родной сестре на Украину, а та ей говорит: «Вы — оккупанты». Откуда это? Люди стали фактически чужие друг другу.
Конечно, сатана празднует, когда православные ведут с православными междоусобицу. Это страшно, поэтому мы всегда молимся Господу, чтобы Он уберег нас от междоусобной брани.
Еще одним собеседником журналиста стал чтец храма Алексей Селиверстов:
— Я раньше на Крайнем Севере работал. Потом стало здоровье сдавать и переехал сюда, как раз в то время, когда тут строили церковь. Сначала помогал на строительстве, потом батюшка ввел меня в алтарь. Стал звонарем, пономарем, чтецом. Затем по благословению нашего благочинного поступил в Новгородское епархиальное училище, и теперь подал прошение на рукоположение.
— То что вы начали получать духовное образование далеко не в молодом возрасте — не мешало вам?
— Нет. Даже наоборот. Ребята относились ко мне с пониманием. Даже помогали.
Конечно, в моем возрасте уже приходится по три-четыре раза перечитывать текст, чтобы его пересказать. Но вот, скажем, такой предмет как «Литургика», у меня шел легче, потому что я каждый день служу в храме.
— А какой предмет давался в училище тяжело?
— Русский язык. Я и в средней школе по нему не был отличником, по три раза переписывал сочинения. Я каждый день читаю тропарь святому преподобному Сергию Радонежскому, молюсь ему. Наверное, без его поддержки я никогда бы не сдал экзамены. И еще большую помощь я получил от святого Амвросия Оптинского, который помог мне спокойнее относиться к житейским неурядицам.
— Вступление в какое-либо духовное звание, меняет человека или нет?
— Конечно, меняет. В чем-то основа человеческой души остается прежней, но сильно меняется отношение к себе. Например, если испытываешь радость, то уже не просто хочется веселиться, а благодаришь Бога.
— А вас никогда не осуждали близкие за выбор в пользу Церкви?
— Нет. Никогда.
Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.
При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия».
Фото Максима Озерцова