«53 дня до Победы»: научиться ходить заново

«53 дня до Победы»: научиться ходить заново

В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне сетевое издание «53 новости» запускает новый спецпроект «53 дня до Победы», в рамках которого мы будем рассказывать нашим читателям о страничках военной истории, связанных с Новгородской областью. Вниманию читателей предстанут воспоминания ветеранов, архивные записи, рассказы историков и поисковиков о военном времени.

«53 дня до Победы»: научиться ходить зановоНа Северо-Западном фронте, 18-летней девчонкой начала свой фронтовой путь санинструктор 23-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии Людмила Степановна Кравец.

Она родилась в 1923 году в селе Кушгум Запорожской области, окончила школу медицинских сестер в Запорожье и собиралась продолжать учебу в медицинском институте, но грянула война.

В комиссии по распределению, направлявшей выпускниц школы медсестер в различные больницы области она потребовала дать ей направление на фронт. Но члены комиссии от нее не отмахнулись: знали, что у нее пятерочный аттестат медсестры, спортивные разряды по парашютному спорту, плаванию и упрямый характер.

Сначала Людмила оказалась далеко от войны, в тыловом эвакгоспитале в Омске. Но война прибывала сюда санитарными эшелонами, и работы медсестрам и санитаркам хватало. И все же девушке казалось, что на фронте, на передовой, она приносила бы больше пользы.

Она написала два рапорта на имя начальника медсанчасти с просьбой об отправке в действующую армию. Первое время он только отмахивался, разве такая маленькая и худенькая сможет вытащить раненого бойца с поля боя? Но Люда упорно ходила за военврачом по пятам, и тот сдался: подписал рапорт.

И в июле 1941 года Людмила оказалась на Северо-Западном фронте, в 23-й стрелковой дивизии. Маленькую, хрупкую девушку не решились отправлять на передовую санинструктором «воюющей» роты и определили в такой же эвакуационный госпиталь. Люда практически не покидала операционную, ассистируя хирургам. Но, даже падая с ног от усталости, девушка не переставала добиваться отправки на передовую.

В начале 42-го года, наконец, состоялось ее боевое крещение. В штабе батальона, узнав о том, что Людмила практически в совершенстве знает немецкий язык, вручили ей написанную специально для немецких солдат листовку, тяжелый рупор и сказали ползти в окоп и читать.

Люда поползла, зная, что всего немного в сторону и все — смерть. Не было видно ни зги. Вот и нашла укромное местечко. Устроившись поудобнее, она начала читать листовки с помощью рупора. На следующий день в плен сдались более двадцати немцев.

Стрелковая рота, куда Кравец перевели по ее настойчивой просьбе, вместе с армейскими подразделениями вела ожесточенные бои на Демянском направлении. Санинструктор Люда Кравец всегда была в гуще боя: прямо здесь перевязывала раненных и эвакуировала в санзвод.

В одном из боев под Старой Руссой отважная санитарка была тяжело ранена в оба бедра. Пока ее везли в санитарном эшелоне, началась газовая гангрена обеих ног. В армейском госпитале молодой хирург без раздумий заявил: «Будем резать!»

Но главный хирург всячески оттягивал окончательное решение. Химкарандашом он начертил линию на бедрах девушки, если на завтра гангрена перейдет через пунктир, то выхода нет — ноги будут ампутировать, но шанс нужно дать…

Гангрена не дошла до чернильной черты, но бедра основательно порезали, и на ноги невозможно было встать из-за мучительной боли.

В начале 1943 года, после такого тяжелого ранения, она подлежала увольнению из армии. Но своим упорством девушка добилась возвращения в строй. Для этого пришлось заново учиться ходить. Ноги, искалеченные послеоперационными рубцами, причиняли настолько сильную боль, что Люда падала в обморок. Но она не сдавалась и продолжала ходить, не зная, что в это же самое время другой участник боев в районе Демянского плацдарма, летчик Алексей Маресьев, также учится ходить заново и в залитых кровью протезах репетирует «Цыганочку», которую исполнит перед врачебной комиссией в июне 43-го и убедит всех, что может летать.

Увольнение в запас отсрочили и Люде Кравец, и вскоре она уже снова оказывала первую помощь бойцам на передовой.

И снова вражеские пули настигли отважного санинструктора. В блиндаж, где группа медиков готовилась к приему раненых, попал снаряд, и огромной силы взрыв потряс воздух. Очнувшись, Люда увидела, что вокруг ни одной живой души — все медики погибли. Когда стали поступать раненые, она, с опухшей правой рукой, в которую попал осколок, превозмогая боль, бинтовала и бинтовала раны.

Заменить ее было не кем, и командир просил — «Держитесь!». И Кравец держалась — перевязала девяносто пять раненых. С последней группой в медсанбат отправилась и сама Люда. Из ее руки вытащили осколок, и она снова вернулась в роту.

От истоков Волги через новгородские поля, до Берлина прошла 3-я ударная армия. Ее соединения штурмовали центральные кварталы вражеской столицы. И вместе со своими товарищами из 1-й роты 63-го гвардейского стрелкового полка дошла до Берлина и Кравец.

На подступах к вражеской столице, во время ночной атаки был тяжело ранен командир первой роты. И тогда раздался звонкий девичий голос: «Ротой командую я! Ребята! Вот он — Берлин! За мной — вперед!». Конечно, это была старший сержант Людмила Кравец.

Бросившись за своим отважным парторгом, бойцы в рукопашном бою овладели  частью населенного пункта Зитциш и утром 17 апреля 1945 года возобновили наступление. На командном пункте полка не сразу поверили, что успешным боем 1-й стрелковой роты руководит 23-летняя скромная девушка-санинструктор. За этот подвиг старшему сержанту Людмиле Степановне Кравец было присвоено звание Героя Советского Союза.

По материалам книги «Помните нас…»

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.