Спецпроект «53 улицы»: ул. Большая Власьевская (Чернышевского)
Сегодня мы решили рассказать об улице, которая 70 лет носила имя Николая Чернышевского.
Большая Власьевская улица начинается у кремлевского парка, от южной его границы, и идет к земляному валу, соединяя улицу Мерецкова с улицей Черняховского. Протяженность улицы — 520 м.
Она проложена была во времена «екатерининской» перепланировки города, в конце XVIII века. Назвали ее Большой Власиевской улицей; она начиналась у церкви Власия и шла на юг, к земляному валу.
На пересечении улицы Чернышевского с улицей Мерецкова стоит церковь Власия (1407 г.). Здесь же находится здание администрации Великого Новгорода.
Новое название улице дано в 1921 году решением исполкома Новгородского городского Совета рабочих и крестьянских депутатов в честь великого революционера-демократа, философа-материалиста, ученого и писателя Николая Гавриловича Чернышевского (1829-1889 гг.).
12 сентября 1991 улице было возвращено историческое название.
Чернышевский Николай Гаврилович родился в семье священника. Окончил Саратовскую духовную семинарию и в 1846 г. поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета, где занимался под руководством выдающегося исследователя древнерусского языка И. И. Срезневского, но гораздо больше интересовался общественными науками и политикой: читал работы по утопическому социализму, французские политические газеты, труды немецких философов.
Окончив университет, Чернышевский некоторое время работал в Саратове преподавателем гимназии, а в 1853 г. вернулся в Петербург, где активно сотрудничал в литературных журналах: сначала в «Отечественных записках», затем в «Современнике».
В магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) критически анализировал основные положения эстетики Г. В. Ф. Гегеля. Основной тезис «Прекрасное есть жизнь» был направлен на утверждение приоритета реальности по отношению к художественному творчеству. Материалистическая направленность диссертации вызвала недовольство министра народного просвещения А. С. Норова, и учёная степень Чернышевскому присуждена не была.
Посвятив себя журнальной деятельности, Чернышевский в середине 1850-х гг. становится фактическим редактором «Современника», превратив его в ведущий орган революционных демократов. В 1855–57 гг. он публикует работы, посвящённые истории литературы, используя рецензируемые произведения как предлог для обсуждения злободневных политических проблем. Особенно ярко этот приём проявился в статье «Русский человек на rendez-vous», в которой под видом разбора повести И. С. Тургенева «Ася» дан сатирический памфлет, направленный против нерешительной политики русского либерализма.
На рубеже 1850–60-х гг. Чернышевский публикует в «Современнике» работы, посвящённые экономическим и политическим проблемам. Он выступает с резкой критикой результатов крестьянской реформы 1861 г., принимает участие в деятельности революционного подполья, из-за чего был арестован в 1862 г.
В Петропавловской крепости Чернышевский написал роман «Что делать?» (1862–63), который объединяет черты утопического и пропагандистского жанров. Роман был опубликован в «Современнике», а потом – несмотря на цензурный запрет – в течение нескольких десятилетий был одной из наиболее влиятельных для русского общества книг.
В мае 1864 г. Чернышевский был подвергнут «гражданской казни» и сослан на каторгу в Нерчинские рудники; по окончании каторги провёл ещё 15 лет в ссылке в Якутске. Все эти годы Чернышевский продолжал, по мере возможности, заниматься литературой и наукой. В наиболее значительном художественном произведении этого времени — романе «Пролог» — он возвращается к эпохе политических споров между демократами и консерваторами накануне крестьянской реформы 1861 г.
В 1885 г. Чернышевскому разрешили поселиться в Астрахани, а в 1888 г. он переехал в Саратов, где начал вновь заниматься литературным трудом, переводить работы зарубежных историков. Однако здоровье писателя было подорвано резкими переменами климата, и он умер в возрасте 61 года.
Фото улицы предоставлены Максимом Озерцовым