53 книги: Андрей Гуляшки «Приключения Аввакума Захова»

53 книги: Андрей Гуляшки «Приключения Аввакума Захова»

Найти свою книгу в волнах литературного океана бывает довольно сложно. Здесь яркие корешки, там – популярные авторы, с той стороны – неизвестно кто, аннотации построены на рекламе. «53 новости» решили помочь своим читателям с выбором литературы. Классика и современное, серьезное и не очень, отвергнутое и признанное критиками. Читать или нет – решать уже, конечно, вам.

Андрей Гуляшки – малоизвестный для русского читателя автор. Острый интерес к общечеловеческим, политическим, и социальным проблемам наполнил его книги философскими, наверное, не всегда разрешимыми и противоречивыми вопросами.

Масштаб охвата тем – огромен. Есть же люди, которым интересно и важно абсолютно все, что происходит вокруг. А когда эти люди живут в сложное историческое время… В книгах Гуляшки читатель встретится с осмыслением фашизма и антифашизма, социалистической картины мира, истории своей страны (Болгарии), с попыткой понять, какое место в человеческой жизни занимает любовь, и какое – идея, и насколько важна отдельная судьба отдельного, ничем не примечательного человека. На взгляд критиков самым ценным литературным трудом Гуляшки является его цикл о сыщике Аввакума Захове, меняющий стандартное представление о литературе детективного жанра и тех проблем, которые она рассматривает.

О книге Андрея Гуляшки «Приключения Аввакума Захова» рассуждает Елена Кулешова, новгородский поэт и писатель:

53 книги: Андрей Гуляшки «Приключения Аввакума Захова»— В то время, как весь мир сходит с ума по обновленному Шерлоку Холмсу, открывает для себя Патрицию Вентворт и перечитывает Агату Кристи, кое у кого на полках стоит одна-единственная книга Андрея Гуляшки, болгарского писателя, в свое время переводившегося на разные языки Союза, но давно и прочно забытого. Более-менее известны всего пять его произведений. В России про него помнят разве что эрудиты, да литературоведы, а про его героя – археолога и контрразведчика Аввакума Захова – тем более. И напрасно.

Мне нравится, когда язык у автора сочный, богатый, когда читая, не спотыкаешься о громоздкие обороты, нелепицы, попытки показаться эпатажным, современным, эклектичным… У Гуляшки классический стиль изложения, превосходное владение словом. Избрав детективный жанр, он немного поерничал над читателем, сделав главного героя – археологом, а его напарника – ветеринарным врачом. Первый – суровый, вечно одинокий, зоркий к деталям аналитик, второй – простоватый и влюбчивый энтузиаст. Ничего не напоминает? Конечно же, это отсылка к знаменитому дуэту Конан Дойля. Но сколько таланта надо было вложить в то, чтобы не превратиться в банальную копию, поселить современного Шерлока в советскую Болгарию, и во враги ему дать не криминал, а всю западную разведывательную систему! У автора получилось блестяще, иначе не скажешь: даже те, кто не любит детективы, влюбляются в Аввакума. И, в первую очередь, из-за превосходного слога автора книги.

В этом отдаленном, укрывшемся за парком квартале ночь как будто наступала быстрее. Небольшие дома были скрыты густыми деревьями, так что свет из окон еле пробивался сквозь их листву. Редкие фонари с трудом отодвигали тьму на несколько шагов вокруг. Налетал порывами ветер, и деревья тихо поскрипывали. На земле, на освещенных местах, колыхались их тени, образуя гигантское кружево из золотистых и черных, как смола, пятен…

53 книги: Андрей Гуляшки «Приключения Аввакума Захова»Классический Шерлок ищет голубые карбункулы, спасает систему безопасности страны и обезвреживает опасных убийц. Аввакум Захов в повести «Случай в Момчилове» раскрывает геологическую диверсию и спасает сельского учителя от тюрьмы; в «Приключении в полночь» прекращает массовую эпидемию ящура в крупном сельскохозяйственном районе; «Дождливой ночью» раскрывает шпионскую деятельность кинорежиссера Асена Кантарджиева; в «Спящей красавице» — находит убийцу величайшего дешифровщика, полупарализованного профессора Найденова; и, наконец, «Маленькая ночная музыка» закрывает крупную сеть вражеской агентуры… Какая уж тут романтика — больные коровы? Но читается все это запоем, и переворачивать последнюю страницу очень не хочется.

И кстати, о романтике. Каждый раз, в процессе каждого расследования, Аввакум влюбляется, и каждый раз любовь эта трагична и длится недолго: будто сама судьба разводит его с прекрасными женщинами – время, непостоянство, предательство, убийство, месть… Список причин велик, и каждый раз перед Аввакумом стоит выбор: поступиться принципами и жить счастливо, или не изменять себе. И ни разу контрразведчик не идет на поводу собственных желаний. Как он сам говорит, истина должна быть открыта. Он знает, что не может обременить своими проблемами другого человека и не может оставить контрразведку: только постоянное разгадывание тайн, опасная борьба с врагом придают смысл его жизни. На этом фоне горящий очаг и девушка в белом платье выглядят как тихая, но очень скучная гавань.

Аввакум поднес лупу к кромке стакана, и глаза его загорелись от радости. Он не обманулся в своих предположениях. На кромке снаружи отчетливее, чем изнутри, виднелись следы губной помады. По расположению отпечатков можно было заключить, что угол смыкания губ широкий, близкий к прямому и, следовательно, у неизвестной женщины лицо удлиненное, а не округлое. Это было очень важное открытие, и, не будь перед Аввакумом безжизненного тела Венцеслава, он по привычке присвистнул бы. Он повертел стакан в руках, и глаза его вспыхнули от удивления: против первого пятна помады расположилось еще одно — той же формы и величины, но более яркое — оказывается, незнакомка дважды и в разное время пила воду. На первый взгляд этот факт выглядел заурядным, лишенным какой бы то ни было загадочности. Но Аввакум задумался…

Нельзя забывать и о болгарском колорите произведений. Англосаксонскую культуру мы знаем досконально, а о своих соседях – много ли? Кроме Слынчева Бряга, конечно, да Златых Песков? Через рассказы Анастасия Букова, друга Аввакума, перед нами проходят колоритные картины болгарской жизни: и в отдаленных мусульманских районах, и в европеизированной столице – такой, какой она была в 50-60-е годы, и в крупном колхозе или горном руднике. Все дышит патриархальным покоем и вызывает ностальгию.

В Илчовой корчме не бывало никаких супов. Марко Крумов обычно угощал своих верных клиентов жирной вяленой бараниной – пастырмой, подрумяненным на жару свиным салом, яичницей с луком и брынзой, жарил им под крышкой откормленных петухов.

Но даже и это не главное: может быть, наивно с современной точки зрения, может быть – слишком прямолинейно, но Гуляшки показывает не борьбу индивидуума против индивидуума, а системы – против системы. Восток и Запад, «советский блок» и НАТО. И очень слышны в детективных этих повестях отголоски Второй мировой войны. И шпионская резидентура, законсервированная европейскими разведками после поражения фашистов, постарела всего-то на пятнадцать-двадцать лет. Политика и история, борьба воль и человеческая трагедия – «Приключения Аввакума Захова» это не просто приключения и не просто детектив. Образы выписаны настолько мощно, что будто видишь их воочию. А сюжеты – нетривиальны и «вкусны» как для любителей экшена, так и для ценителей интеллектуального чтения.

Если давать книге оценку, то это – безусловная пятерка.  

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.