«Автомобили исчезнут, а город останется»: эксперт изучил транспортную систему Великого Новгорода

«Автомобили исчезнут, а город останется»: эксперт изучил транспортную систему Великого Новгорода

Великий Новгород посетил доктор технических наук и директор института транспортного планирования Михаил Якимов — один из ведущих транспортных специалистов и личность, которую должен знать каждый транспортник в нашей стране. Участник проекта «Новый город» и корреспондент «53 новостей» Алексей Сабельский прокатился по Великому Новгороду с Якимовым и с начальником транспортного управления города Игорем Поповым.

«Автомобили исчезнут, а город останется»: эксперт изучил транспортную систему Великого НовгородаМихаила Якимова пригласил «Новый город», который проводит сейчас урбанистический фестиваль с встречами и лекциями. Обычное дело для новгородских общественников — приглашать иногородних активистов и людей, для которых городская среда, транспорт или благоустройство являются интересами вне работы. Якимов — иной случай. У чиновника не хватит духа сказать специалисту с таким багажом знаний и опыта (а ведь он создавал и реформировал транспортные модели в российских миллионниках и городах поменьше), что он не разбирается в вопросе и не знает всех нюансов. Поэтому внимание к специалисту со стороны работников городской администрации и областного правительства было обеспечено.

 

Дороги и разметка

В программе посещения Великого Новгорода первым пунктом была заявлена инспекция транспортной системы города. На первой же остановке, на перекрёстке улиц Псковской, Белова и Инженерной в одном месте отсутствовал тротуар, и Якимов тут же обратил на это внимание.

— Если есть улица, есть пешеходный переход, должен быть и тротуар. Как же здесь ходить?

Тем не менее, достоинства специалист подмечал так же охотно, как и недостатки. В первую очередь он отметил, что ему понравилось качество дорожной разметки в Великом Новгороде, которое хотя и не на высоте, но выше, чем в ряде крупных российских городов, где побывал учёный. Однако эффект от дорожной разметки был бы сильнее, если бы в нужных местах были созданы островки безопасности для пешеходов. На замечание Игоря Попова, что автомобилисты будут бить свои машины об искусственные ограничители, Михаил Якимов ответил следующим образом:

— Ну так и радоваться надо! Если разобьют, значит какое-то время не будут ездить за рулём, нарушать правила дорожного движения и представлять собой потенциальную опасность.

Также он посоветовал рисовать стоп-линии ближе к перекрёсткам, чтобы поток машин быстрее проходил светофорный участок, а также заключать договора на обновление разметки по принципу её жизненного цикла, а не на килограммы краски или пластика. «Пускай хоть гуашью рисуют, для автомобилиста главное, чтобы разметка была видна», — сказал он.

«Автомобили исчезнут, а город останется»: эксперт изучил транспортную систему Великого Новгорода

Ещё один совет касался кругового движения, которое более равномерно распределяет потоки транспорта. Правда, в этом случае важно эффективное использование пространства. Яркий пример типичной ошибки — «кольцо» на пересечении улиц Большой Санкт-Петербургской и Великой, путепровода и выезда на Григоровское шоссе. Две полосы попутного движения превращаются на перекрёстке в три, причём одна из них часто пустует. Этот вывод можно сделать по лежащему на ней песку.

— Можно поднять в воздух коптер и заснять транспортное сообщение на видео, — говорит эксперт. — Там, где транспортная система эффективна, всё движется равномерно, всё пространство проезжей части заполнено примерно одинаково. Не должно быть таких разреженных пространств, это неэффективное использование имеющихся ресурсов. На свободной территории можно сделать тротуар, велодорожку или газон — что угодно.

 

Общественный и личный транспорт

Михаил Якимов сходу отметил довольно высокое качество общественного транспорта в Великом Новгороде, особенно в сравнении с другими городами, в которых он недавно побывал.

— Когда вышли на перрон, нас порадовало пространство вокруг вокзала. Тут же подъезжают вместительные автобусы. Когда мы были в Красноярске, в Кургане, в Улан-Удэ, первое, что мы видели на вокзалах — это хаос и большое скопление маршруток, тут же тебя облепляют таксисты. Все они, как хищники, питаются людьми.

Но при этом его поразила стоимость одной поездки на общественном транспорте. По словам эксперта, в его родной Перми билет стоит 16 рублей при площади города в 800 квадратных километров. Площадь Великого Новгорода — 90 квадратных километров, а средняя поездка на автобусе будет примерно три километра и при этом стоимость билета 20 рублей.

— То ли у вас такой высокий уровень зарплат, может быть вы все очень богатые люди и поэтому так спокойны? Но почему в такси тогда 100 рублей? У нас в Перми за 100 рублей в такси никуда не поедешь, а вот за 16 рублей на автобусе — хоть куда. А у вас другая ситуация, — говорит Якимов.

«Автомобили исчезнут, а город останется»: эксперт изучил транспортную систему Великого Новгорода

Также его удивило, что крупнейший автобусный перевозчик находится в областной, а не городской собственности, и организацией автобусного сообщения также занимается регион. Согласно 131 федеральному закону об основах местного самоуправления, отмечает эксперт, за это должен отвечать муниципалитет. А маршруты перевозчики могли бы получать на конкурсной основе.

Ещё один нюанс — электрический общественный транспорт. В последнее время ведутся разговоры о том, что троллейбус в Великом Новгороде не рентабельный.

— Что значит не рентабельный? — недоумевает учёный. — Можно сказать, что в Москве рельсы не рентабельные и дороги не рентабельные. Но никто же не говорит, что дороги не надо строить. Инфраструктуру и подвижной состав нельзя рассматривать по отдельности. Автобусы не будут ездить без дорог, а дороги будут не нужны без транспорта. Нельзя посчитать прямую рентабельность для города.

На вопрос о том, что делать с личным автомобильным транспортом, эксперт отвечает философски. Дело в том, что каждый человек любит комфорт. А что может быть комфортнее, чем передвигаться в салоне автомобиля с мягкими креслами без посторонних лиц? Но города не рассчитаны на такое количество транспорта, которое есть сейчас. Поэтому общественный транспорт — это вынужденная мера, которая позволяет более компактно перемещать людей внутри города, экономить пространство и ресурсы и так далее.

Кроме того, он уверен, что в будущем технологические аспекты решения проблем транспорта уступят психологическим. Обществу требуется всё больше передвижения, и автомобили, занимающие большую часть пространства улиц, не смогут эту потребность удовлетворить.

— Великий Новгород существует 1156 лет, а автомобили — 100 лет. И когда они исчезнут, Великий Новгород останется. Поэтому глупо принимать решения, направленные на сиюминутные нужды, и стимулировать пользование личным транспортом.

Эффективная система транспорта обеспечивает максимальное число транспортных корреспонденций (то есть, число перемещений в пространстве) за максимально короткое время, а каким образом этого достичь — вопрос другой. Можно очень быстро ездить по объездной дороге, а можно так же быстро пешком дойти по короткому пути, рассуждает Якимов. И во втором случае ресурсов будет затрачено намного меньше.

 

Управление и принятие решений

По мнению Михаила Якимова, в Великом Новгороде сложилась неэффективная система управления транспортом, потому что за её разные составляющие отвечают различные службы.

— Я бы действительно посоветовал начать с управленческого уровня, определить функциональный блок. И не называть его комитетом по транспорту. У вас паспортизацией дорог занимается комитет по ЖКХ, реконструкцию площади заказывал комитет архитектуры, а светофорами занимается управление по транспорту. Я бы предложил назвать департаментом дорог и транспорта. Дороги и транспорт — это неотделимые части. Я думаю, вы начнёте с переформатирования системы управления. Потом будет подготовка инструментов транспортного планирования, создание транспортных моделей. 

В работе должен быть чёткий критерий эффективности. Учёный называет в качестве такого критерия реализацию транспортных корреспонденций. Чтобы система не давала сбоев, должен работать центр оперативного управления в нештатные ситуации, с помощью которого можно было бы своевременно реагировать на любые события, влияющие на систему: ДТП, раскопки, ремонт дороги.

Для качественного функционирования общественного транспорта эксперт предлагает внедрить конкурсную систему определения перевозчика на маршрутах с чёткими качественными критериями, без которых транспортная компания не будет допущена к участию в конкурсе.

Ещё один нюанс — это формирование тарифов, которым, по мнению Якимова, также должен заниматься город, а не регион или сами перевозчики. В настоящее время тариф повышается по заявке транспортных компаний. В будущем было бы оптимальным рассмотреть объективную методику тарифообразования и следовать ей.

Транспортный эксперт Михаил Якимов и начальник управления по транспорту и связи Великого Новгорода Игорь Попов

По словам начальника транспортного управления города Игоря Попова, сейчас муниципалитет вынужден исполнять решения судов, которые применяют ГОСТы в своей судебной практике и выносят предписания по приведению состояния дорог к соответствию с ГОСТами. Так, в Великом Новгороде в последнее время появляются ограды на светофорах, а создание островков безопасности на многих пешеходных переходах становитсся невозможным. Однако, по словам Якимова, многие ГОСТы остались с советского времени и устарели. Кроме того, они не являются обязательными к исполнению, пока отстутствуют заменяющие их более современные технические регламенты, и это можно доказать в суде.

Фото автора

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.