«Токийская невеста» – новая Амели?
2 августа в Великом Новгороде состоится единственный показ мелодрамы «Токийская невеста», иногда представляемой как «Новая Амели». Корреспондент «53 новостей» Анжелика Зауэр посмотрела кино до его официальной премьеры в Великом Новгороде.
Фильм Стефана Либерски – это история о трудностях диалога между двумя глобальными культурами. Контекстом фильма служит посыл о том, что, несмотря на все старания максимально приблизиться к иной культуре, всегда или, по крайне мере, чудовищно долго в сознании иностранца будет присутствовать так называемый «разрыв шаблона». Но в то же время, это история о том, что во всем бывают исключения. И если запланированный сценарий новой Амели терпит крах, это не значит, что другая героиня также покинет свою мечту, вдруг осознав, что она ей больше ни к чему.
Казалось бы, очень несложный фильм на самом деле хранит в себе много жизненно важных мотивов для рефлексии. Это рассказ о том, как легко и незаметно можно отдалиться от себя, к чему может привести банальная нерешительность, о том, где можно найти ответы, когда забыл, кто ты есть и зачем.
Сюжетная линия позволяет зрителю взглянуть на мир глазами Амели, девушки, родившейся в Японии и перевезенной родителями в Бельгию в пятилетнем возрасте. Всю свою жизнь Амели мечтает вернуться на родину и стать настоящей японкой. Первые дни в Токио приносят девушке эйфорию. И хотя с писательскими мечтами ничего не удается, мир от этого не становится сумрачней. Подрабатывая репетитором по французскому языку, Амели знакомится со своим первым и единственным учеником Ринри. И это знакомство ровесников из противоположных по своей сути культур позволяет ей, наконец, понять себя.
Фильм «Токийская невеста» сравнивают с Амели, конечно, не только по причине созвучных имён. Первая половина картины полна лёгкости, прекрасной музыки и моментов, сплошных моментов. Героиня замечает каждую мелочь в незнакомой ей реальности и получает огромное удовольствие от того, что окружающие в лучшем случае считают банальностью, в худшем – не замечают. Она не боится своей естественности, не теряя ощущения переполняющей её жизни даже тогда, когда, затая дыхание, приходится следовать строгому японскому этикету.
Между двумя фильмами можно найти вполне узнаваемые общие черты с точки зрения визуального представления зрителю внутренних миров героинь, их несокрушимой никаким общественным порядком естественности.
Однако же токийская Амели другая. Во-первых, потому, что и истории совсем уж разные, во-вторых потому, что в мироощущение привычной нам Амели почему-то сразу веришь, героиня Одри Тоту не задумывается, на что обращать внимание и как реагировать на окружающий мир, она просто живет. Новая же Амели реагирует на мир иначе, создаётся ощущение, что токийская невеста запрограммировала себя на радость жизни, выработала в себе эту, прекрасную, между тем, черту. Наверное, именно от этого так веришь в превосходно сыгранные Полин Этьен потерянность и отчаяние.