Почему глава администрации Тихвинского района не любит, когда его называют сити-менеджером

Почему глава администрации Тихвинского района не любит, когда его называют сити-менеджером

В последнее время снова активизировались политические споры вокруг возможного введения должности сити-менеджера в Великом Новгороде и управленцев, обладающих аналогичными полномочиями в районах Новгородской области. Это связано с реформой системы местного самоуправления и принятия соответствующего закона решением Новгородской областной думы. В настоящее время закон принят в первом чтении, а накануне второго чтения обсуждаются поправки к нему, способные коренным образом изменить новгородское местное самоуправление.

Схема с назначением наёмного управленца вместо всенародного избрания политического (и одновременно хозяйственного) главы города или района работает уже во многих субъектах Российской Федерации. Чтобы разобраться, насколько эффективна такая система, «53 новости» отправились в город Тихвин Ленинградской области, где должность сити-менеджера существует уже с 2005 года.

Живописная и пока ещё не отремонтированная набережная реки Тихвинка

Тихвин — город районного подчинения и центр Тихвинского района чуть больше наших Боровичей. Первое упоминание о нём относится к XIV веку, а его история тесно связана с историей Новгорода. Лишь в ХХ веке он оказывается в составе сначала Череповецкой губернии, а впоследствии и Ленинградской области.

В самом начале XXI века Тихвин представлял собой типичный депрессивный моногород с неработающим предприятием. К слову, не единственный в Ленинградской области. Филиал Кировского завода, доселе дававший работу 20 тысячам горожанам, был остановлен. Производственная база разрушалась.

Коренные перемены в жизни районного центра произошли десять лет назад. Сначала в 2004 году в город возвращается после долгого нахождения в частных руках за границей Тихвинская икона Божией Матери, особо почитаемая православными как чудотворная. А в 2005 году в районе происходит административная реформа. На место мэра Тихвина приходит назначаемый сити-менеджер, а представительские функции начинает играть председатель городской думы, который становится и главой муниципального образования.

Сейчас Тихвин — динамично развивающийся 58-тысячный город, численность населения которого, довольно стремительно уменьшавшаяся ранее, за последние годы стабилизировалась. В городе реализуются комплексные проекты по развитию городской среды, культуры и спорта, работает новое крупное предприятие, привлекающее специалистов из других городов, проводятся крупные музыкальные фестивали, налаживается международное сотрудничество по линии Ганзейского союза. Что же именно стало тем X-фактором, повлиявшем в конечном счёте на общий успех?

Тихвинская икона Божией Матери — очень почитаемая православная реликвия

Упоминание про икону не случайно. Дело в том, что чудотворный образ — один из важнейших символов идентичности довольно-таки религиозных тихвинцев. В 2014 году город пышно отпраздновал 10-летие возвращения иконы (праздник, на секундочку, совпадает с Днём города). И многие верующие тихвинцы действительно считают, что возрождение города началось именно благодаря этому эпохальному для местных событию.

История зарубежного скитания иконы достойна религиозного предания. Во время недолгой оккупации Тихвина немецкими войсками в 1941 году икона была вывезена сначала в Псков, где два года находилась в Троицком соборе и использовалась для богослужений. Затем она попадает в частные руки и вывозится сначала в Ригу, а впоследствии и в Свято-Троиицкий собор в Чикаго в 1950 году. Хранителем иконы был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приёмный сын протоиерей Сергий. По завещанию Сергий должен был вернуть икону в Тихвинскую обитель после её возрождения. Спустя 9 лет после того, как Тихвинский Успенский монастырь был возвращён церкви, в 2004 году отец Сергий выполняет наказ отца Иоанна.

Город без мэра

Религиозность, искренняя, но не фанатичная, сквозит и во властных коридорах Тихвина.

В рабочем кабинете местного сити-менеджера, он же глава администрации Тихвинского района (городская и районная администрации были объединены несколько лет назад) весьма свежо. В углу прямо до потолка расположена огромная репродукция картины Павла Корина «Александр Невский». Глава администрации Тихвинского района Александр Тимков поясняет: это подарок его отца, самостоятельно написавшего репродукцию с изображением святого покровителя своего сына ко дню его рождения. Традиционный для чиновничьих кабинетов Владимир Путин на фото неожиданно играет на рояле — оказывается, сити-менеджер и сам пианист.

— Я на самом деле не люблю англицизмы, поэтому мне не нравится слово «сити-менеджер». Я управленец,

— заключает Тимков.

Глава администрации Тихвинского района Александр Минкин не любит, когда его называют сити-менеджером

Глава администрации Тихвинского района Александр Тимков вступил в свою должность совсем недавно — в октябре 2014 года. Но до этого он уже год работал исполняющим обязанности главы администрации. И ряд решений, осуществляемых в городе — это его идеи, почерпнутые во время поездок в другие города и страны. Например, пока новое для российских городов явление как приподнятые над уровнем проезжей части пешеходные переходы — его инициатива. Первые такие переходы уже появились на улицах Тихвина. Вместе с обновлённой системой светофоров они уже вызвали недовольство автомобилистов из-за снижения средней скорости движения автотранспорта, но гораздо важнее другой, позитивный эффект от этих решений — снижение смертности и травматичности на дорогах.

Сити-менеджер — наёмный глава администрации. В отличие от мэра сити-менеджер не выбирается населением. Для его назначения собирается комиссия из 8 человек, половиную которой составляют представители губернатора, а вторую половину — депутаты. Отобранный на конкурсной основе кандидат проходит сначало через «сито» городского и районного советов депутатов, которые могут принять или отклонить предложенного кандидата. В сферу деятельности сити-менеджера входит, прежде всего, исполнение бюджета. Это высшее должностное лицо исполнительной власти в городе и районе. Таким образом, глава администрации подотчётен главе района, совету депутатов и губернатору.

Александр Михайлович рассказывает о своей работе и тут же признаётся, что журналисты застали его врасплох. Неожиданно он заключает, что сам не очень любит сложившуюся систему с назначением сити-менеджера.

— Люди часто путаются. Вот идут два главы. А кто из них главнее? Кто кому подчиняется? Я с Александром Владимировичем [Лазаревичем, главой Тихвинского района и председателем Тихвинского совета депутатов] нахожусь в хороших товарищеских и рабочих отношениях. Но есть районы, где главы плетут интриги и меряются пиджаками,

— пояснил свою позицию Александр Тимков.

Согласно текущему уставу Тихвинского района у районного центра отсутствует должность мэра. Однако представительские функции, закреплённые ранее за градоначальником, выполняет глава Тихвинского района Александр Лазаревич.

Глава Тихвинского района, он же глава Тихвинского городского поселения является одновременно и председателем городского совета депутатов, состоящего из 22 народных избранников, выбранных по одномандатным округам. Таким образом, Александр Лазаревич выполняет обязанности высшего должностного лица законодательной ветви власти в районе. Кроме того, глава района наделён и представительскими функциями. Таким образом, произошло разделение полномочий. Хозяйственная деятельность закреплена за главой администрации, а политические функции выполняет глава района.

Александр Лазаревич: «Избираемый мэр считает себя главнее — его же избрал весь народ, а не один округ, как депутата. А назначаемый сити-менеджер чувствует ответственность перед депутатами».

Проведённые в муниципальной власти рокировки позволили сократить бюджетные расходы на содержание администраций. Отсутствуют затраты на организацию выборов мэра, а объединение городской и районной администраций позволило сократить чиновничьи ставки на 27 единиц. Однако гораздо больше, чем о проведённых административных реформах и системе управления Александр Лазаревич любит говорить о достигнутых за последние годы успехах.

— Чтобы понять, чего мы достигли, надо сравнивать город в 2005 году и сейчас. Это два разных города,

— утверждает Лазаревич.

Город, у которого всё получится

Один из показателей работы местной власти — состояние дорог. Большинство их находятся в отремонтированном состоянии, однако ещё два с половиной года назад население протестовало против разбитой проезжей части.

— 26 апреля 2012 года состоялся большой протестный митинг против плохих дорог, который собрал 1000 человек. И это были не проплаченные люди. Протест был настоящим. После этого мы обратились к активистам и организовали с их помощью группу народного контроля. Активисты получили на руки соответствующие удостоверения и вышли на улицы. От этого решения подрядчики буквально взвыли, потому что народный контроль оказался очень эффективной мерой. Любое нарушение, укладка асфальта в лужи и так далее сразу же фиксировались гражданами и обрабатывались контрольно-административным управлением. Таким образом, люди, которые были нашими недругами, стали нашими союзниками,

— говорит Александр Лазаревич.

И действительно, большая часть общегородских дорог находится в отличном или хотя бы сносном состоянии. Исключение составляют часть дорог местного значения и южный въезд в город, разбитый большегрузами во время реконструкции производственной базы бывшего Кировского завода. Но и эту дорогу пообещали починить в ближайшее время.

Вместе с ремонтом дорог были приведены в порядок пешеходные переходы, а также появились первые в городе переходы, приподнятые над проезжей частью

Вслед за дорогами начала решаться проблема отходов. Был налажен централизованный сбор отходов, в том числе, и в частном секторе, ликвидированы лесные свалки и внедрена система чистых и закрытых заглублённых мусорных контейнеров. Однако тут всё сложнее, потому что эта проблема требует решения на федеральном уровне. «Полигоны ТБО — это путь в никуда», — убеждён Лазаревич. По его словам, он уже давно думает о системе раздельного сбора и переработки отходов, однако решить этот вопрос на уровне отдельного муниципалитета невозможно.

Ещё одна гордость города Тихвина — это комплексный подход к решению проблем.

Три года назад была разработана программа развития городской среды. Скажем прямо, ее не хватает большинству российских городов. Для создания такой программы были приглашены социологи и архитекторы из Москвы, и проведено социологическое исследование, которое позволило понять, чего не хватает горожанам.

Объективно Тихвин не обладает ресурсами, чтобы преобразовать сразу весь город. Однако по мере поступления средств проводится реновация отдельных городских территорий. На отремонтированных улицах сразу бросается в глаза наличие ливнёвой канализации на тротуарах. А это сразу решение проблем луж, грязи и разрушающегося покрытия. В рамках развития городской среды в городе создаётся пешеходный туристический маршрут. Орловская улица, ведущая к пруду Таборы и живописному виду на Тихвинский Успенский монастырь, в настоящее время выглядит как типичный поселковый переулок. Однако уже через два года она превратится музей под открытым небом. Различные части улицы будут оформлены в стиле различных исторических эпох, вплоть до 50-х годов XX века. Улица станет пешеходной и обзаведётся брусчаткой, а деревянные частные дома будут приведены в порядок благодаря совместной работе администрации и владельцев домов.

В рамках развития городской среды был разработан дизайн-код, регламентирующий внешний вид рекламных конструкций и вывесок. Теперь информационные конструкции постепенно приводятся в цивилизованный вид, позволяющий разглядеть за обилием вывесок фасады исторических зданий в «старом городе». Также город обзавёлся собственной единой навигационной системой для туристов.

Туристическая навигация выполнена в едином стиле

В проектах по преобразованию городской среды активно участвует бизнес. Тихвинский вагоностроительный завод, выросший на руинах филиала Кировского завода, плотно сотрудничает с администрацией района и выделяет значительные средства на преобразование городских территорий.

Вообще, небюджетные расходы — один из ключей успеха Тихвина. Нынешняя доходная часть городского бюджета едва перевалила за 200 миллионов рублей. А вот расходная часть вместе с областными и федеральными программами, а также активным включением бизнеса в работу достигает 1 миллиарда. Одним из крупных примеров частно-муниципального партнёрства в Тихвине является сфера культуры.

После развала градообразующего предприятия принадлежавший ему дворец культуры был продан в 2006 году. Новый собственник решил не менять профиль учреждения и провёл масштабную реконструкцию, превратив ДК в один из самых современных комплексов подобного рода. Результат не заставил себя ждать: в стенах ДК бесплатно занимаются 26 различных творческих групп. Дети и взрослые получили возможность заниматься в хореографических, музыкальных и ремесленных отделениях в помещениях, сдающихся городу в аренду. Взамен средства «отбиваются» за счёт регулярных выступлений звёзд российского и международного уровня.

— Это социальный проект. Окупаемость ДК — 10 лет и более. Его владелец просто очень любит город Тихвин,

— убеждает гендиректор ООО «Город», владеющим ДК, Сергей Никулин. Попытаемся поверить ему на слово.

Для полного набора городских развлечений не хватало развитой спортивной базы. Но в 2008 году сдаётся в эксплуатацию стадион «Кировец» с искусственным футбольным полем — лучшим в Ленинградской области. После чего сюда переезжает ФК «Тосно», тот самый, решивший судьбу главного тренера «Спартака» Валерия Карпина, которого уволили после сенсационного поражения на своём поле от скромной команды из Ленобласти. По словам директора стадиона Антона Быстрова, в планах постройка крытой ледовой арены.

Зимние виды спорта в Тихвине также получили должное развитие. Совсем недавно, год назад по соседству со стадионом открылась биатлонная база с 2,5 километрами трассы, которой летом могут пользоваться бегуны, велосипедисты и роллеры.

Биатлонисты тренируются на новой базе даже несмотря на отсутствие снега

***

Конечно, возникает вопрос: откуда деньги? О расходной части бюджета мы уже говорили. Настало время упомянуть о доходах населения. Ведь не все блага жизни одинаково доступны.

Крупнейшим предприятием, обеспечивающим рабочие места для 6 тысяч тихвинцев, является Тихвинский вагоностроительный завод, один из самых больших предприятий транспортного машиностроения в Европе. Со средней зарплатой в 32 тысячи рублей он стал реальной проблемой для города, но проблемой весьма приятной: он оттягивает на себя трудовые ресурсы, оставляя безработицу на неприлично низком уровне 0,5%, а также привлекает специалистов из других районов.  Также из крупных предприятий можно перечислить Тихвинский ферросплавный завод, мебельную фабрику IKEA, предприятия молочного скотоводства в районе и другие производства.

Нельзя сказать, что в судьбе города всё гладко. Дворы многоэтажных домов не сильно отличаются от таких же в среднем российском городе, не все дороги и территории приведены в приличный вид. Но налицо однозначная тенденция динамичного развития всех сфер экономической и социальной жизни.

Религиозные граждане в числе причин называют возвращение главной тихвинской святыни, хмурые прагматики называют ключевой реформу муниципального управления, кто-то уповает на экономическую мощь и социальную ответственность вагоностроительного завода и других бизнес-структур. Но истина, пожалуй, посередине. Сработал эффект сразу от нескольких факторов: и грамотные управленческие и хозяйственные решения, и работа конкретных чиновников, и экономические успехи, и общее настроение граждан, формируемое возросшей активностью города в Ганзейском союзе (в 2017 году в Тихвине пройдёт Русская Ганза) и обретением древней реликвии. Что здесь первично, как правило, решает каждый для себя сам.

Фото автора

Комментарии

надежда
20:35 14.12.2015

Сложно быть Богом…

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.