В Великом Новгороде снимают мультфильмы, нарисованные песком
Песочная анимация набирает популярность во всём мире. Если пару лет назад этот вид творчества выбрали для самовыражения режиссеры и художники, то теперь к нему обращаются и эстрадные исполнители, как к креативному сопровождению своих номеров. «Песочное шоу» как самостоятельный вид искусства — завораживающее зрелище. Действительно, когда пальцы художника выводят на мягко подсвеченном столе перетекающие друг из друга образы, отвести взгляд невозможно. На специальном стеклянном столе, который подсвечивается снизу, художник рассыпает тонким слоем песок – это и есть своеобразный холст.
Новгородка Ксения Иноземцева начала заниматься песочной анимацией в Мультстудии «Дробыш» около года назад, в 19 лет. Как раз год назад в Великий Новгород и пришла такая разновидность искусства, как песочная анимация.
Для песочной анимации Ксюша использует обычный речной песок. Как замечает художница, этот материал даже не нуждается в просеивании. Хорошо высушенный песок достаточно сыпучий и чистый.
Для того, чтобы рисовать песком, не обязательно иметь художественное образование.
Первым делом необходимо написать сценарий. Так художник пробует себя в качестве режиссёра. Составляет сюжет: завязку, конфликт, развязку, придумывает персонажей, подбирает музыкальное сопровождение, и только после этого переносит идею на песок и стекло.
Песочная мультипликация (также её называют сыпучей анимацией или техникой порошка) позволяет делать не только мультипликационные фильмы, но и шоу-номера для «живого» зрительного зала.
Одним из основных инструментов в песочной анимации, кроме рук художника, является подсветка для стеклянной поверхности. Именно с помощью неё изображение приобретает необходимые контрастность, выразительность, и даже «оживает». Порой для песочного мультика используют не однотонный, а многоцветный вариант освещения.
Ученики Ксении, дети 9-13 лет, пока не рисуют на песке, зато выполняют рисованную и пластилиновую анимацию. Здесь принцип создания сценария тот же. Отличается такой вид искусства персонажами, которые вылеплены из пластилина или нарисованы традиционным способом — карандашом на бумаге. Когда всё готово, художник передвигает фигурки согласно сюжетной линии и записывает мультипликацию на видео. Камера, закреплённая сверху, фиксирует получившуюся картинку или весь процесс её создания. Однако, здесь есть обязательное условие: пластилиновый мультик раскадровывается так, чтобы руки художника, двигающие персонажей, не попадали на видео.
В песочном же варианте мультипликации есть возможность «живого» выступления. При этом происходит трансляция создания рисунка на большой экран с помощью проектора.
Кстати, в качестве материала на стекле также можно использовать не только песок, но и специи, кофе или соль. Выбор сыпучей основы – дело вкуса самого художника.
В Великом Новгороде пока не проходят соревнования и фестивали песочной и пластилиновой анимации, однако есть возможность посетить их в других городах. К слову, в одном из фестивалей в Красноярске в 2014 году принимала участие двенадцатилетняя новгородка Полина Мехина. Она заняла первое место с анимационным фильмом «Один день из жизни червяка» в номинации «Компьютерная анимация».
Фото Ольги Михалёвой