Взгляд из Великого Новгорода: почему туроператоры разорялись этим летом

Взгляд из Великого Новгорода: почему туроператоры разорялись этим летом

Туристический сезон по сути дела прошел. Пора оценить неутешительные итоги. Ряд скандальных разорений отечественных фирм, работающих в туристической отрасли и специализирующихся на поездках зарубеж, подвел жирную черту.

Черту под слепым доверием среднего класса к турбизнесу, черту под дешевыми ценами на отдых под южным солнцем на иноязычных курортах, черту под планами туроператоров на еще большую экспансию.

«53 новостям» согласились прокомментировать ситуацию в этой сфере и дать свой прогноз на будущее сразу несколько экспертов-представителей новгородских турфирм. Однако, условием стала анонимность. В противном случае — предупредили нас — откровенного разговора не получится.

В итоге у нас получился материал, который представляет собой компиляцию, обобщенное мнение специалистов.

Для того, чтобы понять происходившее и происходящее на туристическом рынке следует знать, что есть два основных понятия: туроператор и турфирма.

Туроператор занимается непосредственной организацией отдыха для туриста, то есть разработкой пакетных предложений под туры: перелет, встреча, трансферы, размещение в отеле.

Турфирма – только реализует турпродукт потребителю. Полномочия турфирмы: рассказать о туре, заключить договор с клиентом, оплатить стоимость турпродукта туроператору, выдать необходимые документы туристу.

Причем, создавая турфирму, у предпринимателя всегда есть выбор: либо он продвигается на рынке как обычная турфирма под названием, например «Веселый чемодан», либо, подписывая франчайзинговый договор с одним из туроператоров, становиться уполномоченным агентством. Туроператоры, как правило, за свою франшизу с фирмы берут ежемесячную плату, но повышают комиссию от проданных туров, разрешают пользоваться их брендом и ставят тебя в контакты или колл-центы, а также указывают в рекламе. Но по сути эта та же турфирма «Веселый чемодан», которая может заключать агентские договора с любым туроператором и продавать Турцию хоть «Библиоглобуса», хоть от «Тез Тура».

Взгляд из Великого Новгорода: почему туроператоры разорялись этим летомСитуация на рынке туризма стала нагнетаться не в этом году. Еще осенью прошлого года в приватных беседах руководители новгородских турфирм стали отмечать резкое падение спроса. Тогда связывалось это с возросшим курсом евро и доллара. То, что стоило 30, в одну минуту стало стоить 40. Октябрь, ноябрь и декабрь 2013 года стали провальными по продажам. Повлияли то ли майдан, то ли что-то другое, но работали многие практически в минус. Порой даже закрывались дополнительные офисы продаж, так как нечем было платить зарплату. В разговорах с представителями туроператоров, они, по секрету, признавались, что дела плохи. От того, видимо, акции раннего бронирования туров на сезон 2014 года стартовали аж в ноябре 2013 года! Такого не было никогда. Туроператоры старались закрыть год.

Нынешний сезон начинался, к слову, довольно хорошо. В январе, феврале и марте новгородские офисы сделали хорошие обороты и ничто не предвещало беды. Был май, со своим сезонным спадом из-за праздников, но это ежегодное явление.

В июне после обвала «Невы», стало уже ясно, что 2014 год будет сложным. Никто не ожидал, что такое может произойти. Конечно, на туристическом рынке это была не первая ситуация, но первый раз закрылся такой сильный туроператор, который был лидером по некоторым направлениям. А дальше…

А дальше «помогли» СМИ. Начиная раскручивать эту тему, они подогрели аудиторию до такой степени, что практически каждый второй турист, приходящий в офис, спрашивал: «А мы улетим? А вы не разоритесь?» И так далее. В июне продажи были на уровне мая, даже ниже. Общество, видимо, ждало. СМИ продолжали тиражировать информацию о банкротстве мелких туроператоров, которые и так каждый год уходят с рынка.

В этой ситуации рынок добросовестно пытались спасти те его участники, которые, чтобы не терять спрос совсем, усилили рекламу и pr-акции.

Эксперты считают, что благодаря таким действиям, удалось вернуть спрос на рынок, и июль стал сказочным по продажам. Он вдвое обогнал июнь и май, вместе взятые. Появилась надежда, но что-то снова пошло не так. К концу августа спрос снова сократился, хотя до конца сезона, по сути, был еще месяц. И вот, как гром среди ясного неба, закрытие второго крупного туроператора «Солвекс-Турне».

Сейчас по оценкам участников туристического рынка, ситуация на рынке выездного туризма на Северо-Западе – катастрофическая. И хотя новгородские турфирмы могут еще выиграть за счет того, что многие туристы хотят летать на отдых через Москву, а крупные игроки рынка продолжают работать, турбизнес Санкт-Петербурга, в глубоком кризисе. Питерцы вообще любят все родное: «Зенит», Зимний, «Солвекс». А тут такое дело.

Дело даже не в том, что, в общем, некуда и не через кого стало летать, а в том, что кто захочет рисковать? Очевидно, что сейчас в офисах тишина. Приходят либо туристы, которые пострадали от туроператора, либо менеджеры по продажам со своими книгами или духами. И вот сейчас уже будет очень сложно всем. И туроператорам, оставшимся на рынке, и турфирмам. И дело даже не в том, что надо будет менять вывески и визитки, а в том, что надо будет перестраивать в целом концепцию продвижения себя на рынке. Даже постоянные туристы, которые ездили по два-три раза за год, теперь вряд ли придут.

Давать сейчас какие-либо прогнозы – дело неблагодарное. Уже ни в ком нельзя быть уверенным. Сам Ростуризм заявлял, что «Солвекс» это не последний, идет «чистка рынка». Только кто и от кого его чистит не понятно. Видимо, какой-то большой передел.

В профессиональных кругах на данный момент царит полное непонимание, идут разговоры о скором банкротстве еще 2-3 туроператоров, в офисах ставят запреты на продажу туров от них. В такой ситуации остается лишь ждать. Как долго – опять-таки неизвестно.

Как же отличить «хорошую турфирм» от «плохой». Раньше можно было бы сказать, что важный критерий – привязка турфирмы к туроператору, когда идет речь об уполномоченном агентстве по продажам. Теперь вряд ли. У новгородцев, кстати, еще тяжелее выбор. Все помнят историю с «Альфа-Туром». Поэтому сейчас, наверное, определяющими факторами должны стать:

— возраст турфирмы,

— рекомендации знакомых,

— репутация турфирмы.

В любом случае, турист должен и сам контролировать турфирму. Например, читать договор, в котором должны быть указаны все параметры тура: туроператор, отель, авиакомпания, страховки, гарантии, даты тура, условия аннуляции и так далее.

Комментарии

Турист
08:26 29.09.2014

Есть еще одна версия: после присоединения Крыма многим госслужащим силовых ведомств, администрации, прокуратуры, судьям объявили мораторий на выезд в загран путешествия. Представьте сколько это примерно человек, для нашего города я думаю более 10000 чел. предположим, что 10-15% отдыхали за границей. Вот вам и снижение потока туристов, а если часть путевок с возвратном. Думаю такая ситуация по всей РФ.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.