Новгородский «Театр-24»: как это было от первого лица
В Великом Новгороде в воскресенье, 23 марта, во второй раз прошли спектакли проекта «Театр-24». Корреспондент «53 новостей» принял участие в смелом проекте в качестве актёра.
Скажу честно: я в детстве немножко играл. В поселковом и школьном театре, совсем чуть-чуть и очень давно. Играл царя Ирода, Попа из сказки Пушкина, слепого старца-рассказчика и кого-то еще по мелочи. Несмотря на природную застенчивость, публичных выступлений не боюсь, иначе не стал бы работать журналистом. Кое-какие театральные закономерности и процессы известны, но в целом проект для меня — что-то необычное и новое. Раньше мы подолгу могли готовить спектакль, а тут всё делается за 24 часа, из которых только 9 часов отводится на репетиции и разучивание ролей.
Идею «Театра-24» привезла из США Елизавета Мусатова, прожившая за океаном два года и впитавшая все особенности местной культурной жизни, в особенности её литературной и театральной составляющей. В организации процесса ей помогала заместитель директора библиотечного центра «Читай-город» Елена Туркина. В Великом Новгороде проект стартовал в октябре 2013 года, когда дебютные выступления любителей собрали целый зал. Среди публики была и молодежь, и пенсионеры, и люди среднего возраста. Сразу стало понятно, что новгородская публика изголодалась по необычным творческим проектам, а театр — это то, что может объединить людей всех возрастов и социальных слоёв.
Для меня проект начался утром в воскресенье с актёрского отбора. Этому предшествовала работа четырёх коллективов сценаристов, корпевших над сюжетами предыдующие вечер и ночь. К примеру, наш спектакль «Концерт на крыше» писали четыре человека, поэтому он вышел насыщенный и разнообразный по формам и нюансам сюжета. Нашим режиссёром стала поэтесса Яна Лебедева, а сценаристами — коллектив с загадочными псевдонимами Илонка Понка, Огнегрив, Нина Пони и ERS. Пьеса повествовала об офисной работнице, одетой не по уставу в кеды, и понимающей, что живёт она не своей жизнью. Главная героиня видит сны, в которых её кот разговаривает, мать из далекой деревни читает нотации, а местные неформалы тащат её посреди ночи в зоопарк потрогать слона. Концовка у этой истории, конечно же, романтическая, несмотря на все предшествующие ей сюрреалистичные события-сны. Ну а мне досталась роль пьяного сторожа зоопарка, который по ходу репетиций превратился с «фонового» персонажа — философа-алкоголика, одетого в шинель и будёновку и читающего стихи о свободе и жизненных обстоятельствах.
В течение нескольких часов мы подбирали реквизит, репетировали, искали оптимальные постановочные решения и воплощали их в жизнь. За 10 минут необходимо было изобразить жилую комнату, сон, метро и зоопарк со слоном. В ходе репетиций не отпускало ощущение, что мы что-то где-то не доработали, но оно пропало, как только был раскрыт занавес.
Конкуренты (после показа состоялось голосование за лучшую постановку) не отставали и подготовили спектакли «Картина в красной рамке», «Критика» и «Пустое множество».
В восемь часов вечера нам всем предстояло показать, что мы напридумывали за 9 часов, на сцене новгородского колледжа искусств имени С. В. Рахманинова. К этому времени в зале начал собираться народ. Как и в прошлый раз, мы наблюдали почти что аншлаг, за который спасибо заинтересованной публике и специально сформированной для проекта пиар-группе.
Постановка «Пустое множество» заслуженно победила — не в последнюю очередь благодаря таланту певца Ивана Воротынцева (который, впрочем, на сцене не пел), собравшемуся поступать в ГИТИС, а также описанным в пьесе знакомым каждому из нас современным жизненным обстоятельствам: ипотека, жёлтая пресса, отсутствие работы по специальности для выпускника ВУЗа, социальные сети. Публика оказалась отзывчивой и благодарной, сольные выступления вызывали аплодисменты и даже овации. В целом, проект показал, что интерес к театру и к импровизации не исчерпан. Культурное событие, создаваемое за сутки, оказалось не менее заметным, чем профессиональные театральные постановки, на работу над которыми уходят месяцы.
Фото автора