Как режиссеру фильмов о Новгороде Татьяне Дьяконовой ангелы помогали

Как режиссеру фильмов о Новгороде Татьяне Дьяконовой ангелы помогали

Очень красивое событие произошло недавно в Санкт-Петербурге. Здесь презентовали фильм режиссера Татьяны Дьяконовой о граффити Георгиевского собора Юрьева монастыря. Эта работа — совместный проект Новгородского музея-заповедника и Президентской библиотеки.

Представьте себе расположенное рядом с величественным Исаакиевским собором здание Священного Синода. Построенное в XIX веке, оно поражает своей ультрасовременной начинкой. Это и есть Президентская библиотека. И вот в этих старинных стенах гости с помощью мультимедиа XXI столетия погружаются в XII век. Если говорить о связи времен, то сложно найти пример лучше.

Кстати, не только эта презентация связывает Президентскую библиотеку и Юрьев монастырь. Ведь колокольню новгородской обители возвел архитектор Карл Росси, который построил и здание Синода. Есть и еще одна ниточка: именно здесь, в апреле 2016 года, иеромонах Арсений Перевалов был избран викарием Новгородской епархии с титулом «Юрьевский», здесь же, на заседании Священного Синода, было объявлено о его хиротонии во епископа. Об этом в своей приветственной речи напомнил заместитель генерального директора Президентской библиотеки Валентин Сидорин.

IMG 1499Наталья Григорьева, генеральный директор Новгородского музея-заповедника, напомнила о важной миссии работников библиотек и музеев. Она состоит в том, чтобы «творить познавательное добро, не только сохранять и увековечивать, но и передавать добротные, верные знания другим поколениям, обмениваться исторической информацией, которая подтверждена артефактами и исследованиями». Этой высокой цели служат и фильмы Татьяны Дьяконовой.

«Татьяна любит Новгород искренне, это видно во всех её работах», — отметила Наталья Григорьева.

Перед показом режиссер поделилась впечатлениями от съемок:

«Это удивительно, когда ты сталкиваешься даже не с историей, а с мышлением. Как мыслили люди, почему и что они писали, что они хотели оставить, как они хотели взаимодействовать с тем пространством, в котором находились, как они хотели чувствовать себя частью этой истории и этого мира? …Эти фильмы помогают обращению и погружению в себя, они заставляют почувствовать связь времен».

И вот начинается фильм. Звучит красивое песнопение. Перед зрителями возникают Юрьев монастырь, Георгиевский собор, росписи, загадочные надписи на стенах.

ZGДревние граффити читает и объясняет зрителям доктор филологических наук, член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус.

Режиссер позже рассказала о том, что сначала думала снимать одна, но все оказалось очень сложно. Прочитать граффити может только специалист, тем более что многие находят одна на другую и относятся к разному времени. Помощь ученого оказалась незаменимой.

Особенно радует, что рассказ о надписях лингвист ведет не сухим, малопонятным научным языком, а очень интересно, доступно, бережно, подчас с юмором.

Вот, например, в XII веке кто-то написал с восхищением о «диве» — дьяк Путило, хоть и крив, но знает грамоту.

Вот надпись — загадка для лингвистов. Её окружают прочерченные кресты и парус также с крестом:

b3iAzGlsUR0«Пять лес пересек»: то ли путешественник рассказывает о том, что преодолел пять лесов, то ли рыбак, порвавший пять лесок, выражает свою досаду.

А вот в центре внимания — необычные автографы под стандартным из серии «се писал такой-то». «А се Созоне писал лютый. А се Сергие писал тативый», — прочитал Алексей Гиппиус.

«Тативый — прилагательное, образованное от существительного «тать» — разбойник. Сергий и Созон в данном случае не довольствовались банальным «грешный», но обозначили себя изысканнейшими эпитетами, — отметил ученый. — И кроме того, еще ниже мы видим две буквы глаголические — «Аз» и «Слово», то есть это еще раз было начато «А се», и это очень показательно, потому что глаголица была в Новгороде достаточно хорошо известна, но использовалась как письмо для посвященных… Использование глаголицы было признаком некоторой графической изысканности. И, в общем-то, не вполне понятно, чего было больше в автографах: самобичевания или самолюбования их авторов».

Хочется отметить важную находку съемочной группы — по мере того, как текстолог объяснял ту или иную надпись, буквы и слова подсвечивались. Это было не только удобно для восприятия, но и завораживало зрителей. Подачу граффити с прорисовкой позже отметил директор Института истории материальной культуры РАН, доктор исторических наук Владимир Лапшин. «Это прекрасная подача», — сказал ученый.

news01092017 1Да, вот такие зрители собрались посмотреть и обсудить новую работу Татьяны Дьяконовой: эксперты, искусствоведы, деятели культуры Северной столицы и Великого Новгорода.

После премьеры режиссер обратила внимание зрителей на то, что в фильме уделено большое внимание не только граффити, но и фрескам.

«Когда мы дошли до самого верха собора, я сказала себе: «Ах». Мы снимали в очень пасмурную погоду, солнца не было, а здесь вдруг— солнце. Откуда? Оказалось, это фрески», — рассказывает Татьяна Ивановна.

Отметим, что этот фильм (уже четвертый из цикла о новгородских граффити) — продолжение многолетнего сотрудничества нашего музея с Президентской библиотекой. Всего же в творческом багаже режиссера 16 киноработ и сюжет об Антониевом монастыре, такой насыщенный, что сам по сути является фильмом.

После презентации нам удалось поговорить с Татьяной Дьяконовой и дирижером Василием Зварийчуком, который создавал музыкальное оформление фильма. Он хорошо знаком многим новгородцам по работе в областной филармонии.

IMG 1518С Татьяной Ивановной они сотрудничают уже давно. Работать над фильмом о граффити Юрьева монастыря, по словам музыканта, было очень интересно. Нужно было так подобрать музыкальные произведения, чтобы они были малоузнаваемыми, но при этом подчеркивали видеоряд и усиливали его эффект. Василий Степанович открыл нам секрет — там, где идет речь об иконописи и граффити, присутствует «скрытая колокольность», а если возникает образ, связанный с Церковью, или идет речь о чувствах — звучит хоровая духовная музыка.

«У меня замечательная команда, — говорит Татьяна Дьяконова. — Мы единое целое, мы неразделимы. Мы говорим на одном языке, мыслим одной музыкой».

Но помогают режиссеру в работе не только команда, не только единомышленники в музеях, но и… ангелы. Вот пример. Однажды, в дождливый день, Татьяна Ивановна с оператором отправились снимать церковь Спаса на Нередице.

«Приезжаем в Новгород, а там тоже дождь, — рассказывает режиссер. — И я говорю: «Ангелы, в кои-то веки я собралась в Новгород, ну разгребите тучи, займитесь своей работой!». И что вы думаете? Подъезжаем к Нередице — дождь прекращается. Мы отсняли планы снаружи, и вдруг я вижу, что дверь-то открыта! Замка нет, храм работает. Внутри служительница, которая нас уже знает. Я прошу ей разрешить доснять несколько планов. А она: сейчас у меня обед, я вас тут закрою, работайте…».

И мы остались одни в этом храме! Один на один с XII веком… И я говорю: «Ангелы, я слышу шелест ваших крыльев…».

a9eXHKpKO5sВозвращаясь к теме граффити, Татьяна Ивановна говорит о том, что человеку необходимо чувствовать себя единым целым со средой, ощущать себя в пространстве. Эту потребность люди выражают по разному. Агрессивный человек, который не знает, как себя выразить, бьет телефонную будку или пишет скабрезность на стене. А когда у людей хорошее настроение, они вынимают из кафе столики и стулья на улицу или садятся на газоны, потому что им необходимо быть в общности с пространством, с городом.

Так и в граффити — люди выражают себя по разному. Кто-то в молитве, кто-то в просьбе, кто-то в насмешке, кто-то в замечательном рисунке.

Режиссер рассказала также о том, что в последнее время сама взяла в руки камеру и села за монтажный стол. «Я думаю камерой, ощущаю через неё энергию», — говорит она. А монтаж позволяет найти в фильме такие пласты, которые нельзя прописать ни в одном сценарии.

Мы спросили Татьяну Ивановну, не заинтересовали ли её известия с раскопок в церкви Благовещения на Рюриковом городище, где этим летом нашли интереснейшие граффити. Конечно, заинтересовали. Но пока нужно завершить фильм о псковском Мирожском монастыре, — ответила режиссер.

Добавим, что в обозримом будущем работы Татьяны Дьяконовой смогут увидеть новгородские зрители. Состоится фестиваль, на котором представят всю линейку фильмов Президентской библиотеки о Новгороде. Но их можно посмотреть и сейчас — на сайтах Библиотеки и музея.

Также впереди посвященный книжности и письменности проект «Слово», в рамках которого сотрудникам Президентской библиотеки предстоит работа с новгородскими берестяными грамотами.

Фото: Ольга Лаврова, Павел Власов, кадры из фильма, сайт музея-заповедника. 

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.