Через тернии в пространство: скилл для пассажиров автобуса и понимания происходящего
Вчера, 4 августа, в Великом Новгороде на территории кремля и набережной Александра Невского заявил о себе V фестиваль перфоманса, танца и физического театра «Уровни движения». Приглашая новгородцев и гостей города на очень важное для них событие в Культурном центре «Диалог», загадочные люди в масках и белых костюмах ко всему прочему еще и странно двигались.
Стоит ли говорить о том, что восторженные туристы из Китая, увидев такое в «древнем Новгороде», преследовали шествие Неизвестных и Непонятных камерами.
Неизвестными и Непонятными были перформер, хореограф Евгения Андрианова (Москва), создатель этого фестиваля Елена Губаревич и помощник организатора Андрей Губаревич. Еще с ними была девочка, которая потом активно участвовала в мастер-классе. Зачем эта ремарка? Скажем, таким образом я обозначила свою временную умственную и физическую аморфность во время уроков от Жени Андриановой.
В детстве я ненавидела художественную гимнастику и пять лет отходила на нее, мечтая, пожалуй, убиться булавой. Но случилось так, что однажды я сама чуть не навредила этим предметом гимнастке, подбросив его в надежде поймать при исполнении неких пируэтов. В общем, с танцами у меня сразу не заладилось. И хотя занималась я разными направлениями, все мне казалось скучным. Интерес к этому пришел не так давно – лет шесть назад, зато успел закорениться так, что теперь самостоятельные уроки дома и вне под руководством наставника стали любимейшим делом. Как и почему он пришел – точного объяснения нет.
Подытоживая экскурс в прошлое, скажу, что танец для меня был и мукой, и скукой и страстью. Вчера я испытала те же ощущения. Причем, именно в этой последовательности и, разумеется, сперва было любопытство.
Любопытство. Началось наше занятие с разминки («body work»), которая предполагала не разогрев и закачку мышц, а наоборот, их полное расслабление. Вы можете подумать, что пффф, делов-то – «расслабляться эт мы уме-е-ем». Но я вот что скажу: столько усилий я не прикладывала даже к трем подходам отжиманий по 30 раз.
Разделившись на пары, мы помогали друг другу расслабить все вплоть до тазобедренных суставов. Слегка массировали шею, плечи партнера, терли ему руки и туловище, поднимали ноги, чтобы почувствовать их полный вес в расслабленном состоянии. Далее испытывали доверие: ходили с закрытыми глазами под наблюдением товарища рядом. А нас человек 12 в небольшом зале и присутствие каждого необходимо было почувствовать. Заметка на полях: постараться дома реально расслабиться, не лежа на диване.
Муки. Шашки! Они взяли шашки! Вы понимаете, что это значит для человека, который автоматически напрягается, видя шашки, шахматы, карты для покера, и как следствие, дико тупит? Здесь не буду мучить, рассказывая, где собака зарыта, сейчас и тогда было важно то, что я не могла включиться сразу, как все в работу только потому, что пыталась найти закономерность. Сейчас поясню. Мы расставляли предметы (в данном случае злосчастные для меня шашки) в пространстве – на белой бумаге, которая являлась проекцией зала. На поле должно было быть не более пяти фигур, и мы менялись. Каждый по очереди ставил шашку в пространство и следил, как это делают другие, перемещая потом все в различном ритме на той же плоскости. Так мы выстраивали композицию, и суть была в том, что ты не бездумно расставляешь шашки, а именно всегда видишь и понимаешь получающуюся картину. Чем занималась я? Усложняла себе задачу. Стараясь запомнить, кто, где ставит свою фигуру, чтобы потом перейти на их место, я очень удивлялась, почему все ставят туда, куда сами хотят. Мой мозг – он кипел. Только потом до меня дошло, что это упорядоченный хаос.
«Монотонность рождает привыкание», – сказала Женя Андрианова, заметив, что мы передвигаем фигуры в одинаковом ритме, и посоветовала разнообразить темп. А ведь невольно сам подстраиваешься под всех. Так на время появилась скука. У меня по крайне мере.
Сначала мы ставили точечно шашки, затем перемещали их именно по бумаге, далее – по воздуху. И пройдя один этап на «проекции пространства», переходили в зал. Уровни движения рождались воочию. По воздуху, конечно, не ходили, но помечтали об этом. Получались весьма интересные композиции тогда, когда все понимали местонахождение каждого.
Страсть пришла вместе с пониманием. Песня об этом стара как мир, я знаю: все муки-скуки только от него, непонимания, и появляются. Пришло время и мне стало интересно следить за людьми в зале, за их и своим перемещением. Хороший урок для пребывания в общественном транспорте. Мне подумалось, что если бы все овладели чувством пространства и себя в нем, то никакая толкучка в автобусе не навевала бы ужас.
В конце этой части занятия Женя Андрианова обратила наше внимание на то, что именно так рождаются театр и перформанс. Люди, идущие рядом, навстречу друг другу или спиной, уже рождают диалог, и появляется действие. Уровни движения (и в моем случае уровни понимания) привели к разным историям. Вот парень и девушка резко зашагали в один угол, другие постоянно сталкивались лицом к лицу… Картинки менялись быстро, но ты успевал их отслеживать, и в этом контроле за происходящим вокруг приходило раскрепощение.
Сегодня нами займется перформер из Санкт-Петербурга Алексей Ачё. Я уже представляю, что это как минимум будет любопытно. А в 17:00 в «Даилоге» состоятся лекции-показы.
Фото автора
Сплясали митинг яблочников в Новгороде?