О новом бюджете Новгородской области: чего нам ждать в следующем году
Об авторе: Наталья Омарова — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов, денежного обращения и кредита НовГУ.
Для Новгородской области последние несколько лет были, мягко скажем, не самыми простыми. Несмотря на инвестиционные проекты, сбор налогов, появление новых экономических партнеров, рост сельского хозяйства и прочие достижения местной экономики, ситуация выровнялась с большим трудом: влияние внешнеполитических и внешнеэкономических процессов переоценить трудно. Тем не менее, с растущей расходной и гораздо менее активной доходной частью, бюджет на 2017 год был сформирован и принят в первом чтении.
Но кого-то не устроил баланс статей расходов, кто-то сомневался в исполнении доходной части, несмотря на то, что власти неоднократно обсуждали различные статьи бюджета со всеми думскими фракциями.
Позиция у большей части областных депутатов все-таки сложилась конструктивная, и вот, почему: во-первых, затягивать с принятием самого главного финансового документа региона нельзя, даже по самым благим намерениям. А, во-вторых, планирование как доходов, так и расходов, основано на планах муниципальных образований, производственных и торговых предприятий, сферы образования, здравоохранения и культуры, то есть имеет прочную финансовую базу. Но сначала посмотрим, что же все-таки отражено в бюджете Новгородской области на грядущий год, что означает «бездефицитность» и к чему готовиться налогоплательщикам.
Какой он, новгородский бюджет-2017?
При формировании проекта областного бюджета основным нормативным документом, регламентирующим нормативно-правовые основы бюджетного процесса, является Бюджетный Кодекс Российской Федерации, в Пятой главе которого прописано 13 принципов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29-38.2), обязательных к применению. Приятно отметить, что Счетная палата Новгородской области замечаний к нарушению принципов формирования бюджета области и выполнения бюджетных правил не выявила.
Новая редакция Бюджетного Кодекса РФ предусматривает 15 важных изменений и новаций, в том числе: создание условий для повышения доступности и качества государственных услуг, повышение эффективности и прозрачности бюджетных инвестиций, введение системы показателей долговой устойчивости, изменения в требованиях к процессу исполнения бюджетов.
С 1 января 2017 года бюджет разработан на трехлетний период. Таким образом, со следующего года область возвращается к трехлетнему горизонту бюджетного планирования, до 2019 года.
Впервые за последние годы Правительством Новгородской области был принят бездефицитный бюджет, что позволило стабилизировать государственный долг, заместить коммерческие кредиты на «льготные» бюджетные и сократить расходы на обслуживание государственного долга области более чем на 200 млн рублей. Такая политика будет продолжена и в следующем году.
Необходимость принятия сбалансированного, бездефицитного бюджета продиктована Министерством Финансов РФ, как одно из условий замещения коммерческих кредитов на бюджетные с ощутимо низкой процентной ставкой (0,1%).
Доходы и расходы областного бюджета на 2017 год учтены в сумме 26 382,8 млн рублей.
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета спрогнозированы в размере 23,4 млрд. рублей с темпом роста 6,9%. Рекомендация Министерства финансов РФ по этому вопросу – рост на 4-6%.
В проекте областного бюджета запланировано получение дотаций из федерального бюджета в общем объеме на 1 млрд. рублей.
Областной бюджет, как и в 2015 году, сформирован по программному принципу. В области реализуется 29 государственных программ, расходы на которые составляют 93% от всех расходов бюджета.
Следует отметить, что проект бюджета сформирован без дефицита. При этом увеличены расходы в том числе:
1. На повышение зарплаты работникам бюджетной сферы по Указам Президента РФ – на 322 млн рублей (всего составит 478 млн рублей).
2. На меры социальной поддержки расходы увеличены на 238 млн рублей.
3. На платежи на медицинское страхование неработающего населения в связи с ростом численности (на 7,9 тыс. человек с 374,2 до 382,2 тыс. человек) – на 50 млн рублей.
4. На капитальные вложения – на 151 млн рублей.
В разрезе муниципальных образований запланирован рост межбюджетных трансфертов на 294 млн рублей, в том числе:
— дотации районам и поселениям – на 82 млн рублей;
— субсидии и иные трансферты – 182 млн рублей;
— субвенции – 30 млн рублей.
Если говорить о предложениях по развитию экономики в целях наполнения доходной базы бюджета, то здесь можно выделить два направления: увеличение налоговых поступлений и увеличение неналоговых доходов.
Заглянем в финансовое будущее
Сначала стоит разобраться с критериями: как нам оценивать бюджет? Хорошо это или плохо, что увеличились платежи на медицинское страхование? 223 млн рублей, запланированных для дотаций районам – этого достаточно? Далеко не всякий, даже имеющий экономическое образование гражданин, справится с анализом более, чем 600 страниц новгородского бюджета. Но если иметь на руках критерии оценки, то все становится несколько проще.
В одном из Бюджетных посланий Президента РФ отдельной задачей бюджетной политики на этот период и дальнейшую перспективу называлось обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов и указывалось, что Правительство РФ работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития России в условиях адаптации бюджетной системы к сокращению и замедлению темпов роста бюджетных доходов, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления увеличивают актуальность разработки и реализации системы мер по модернизации управления общественными финансами РФ.
Одним из общих принципов разработки и реализации государственных программ является проведение регулярной оценки результативности и эффективности, в том числе – внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
В бюджетной сфере есть так называемые «функциональная» и «операционная» эффективность.
Первая – это верхний уровень результатов, без которого все остальные мер тщетны.
Вторая – это совокупность качественных решений и процедур, применяемых при составлении и исполнении бюджета: сроки подготовки и принятия нормативных правовых актов, распределения субсидий их получателями, принятия решений заключения необходимых соглашений о предоставлении средств из бюджета с их получателями, межбюджетные трансферты регионам, а главное — своевременность и полнота принятия решений. Вот последнее – в части своевременности и полноты принятия решений – мы и наблюдаем: сложный и действительно бездефицитный (расходы равны доходам) бюджет Новгородской области был разработан грамотно и сбалансированно, принят в установленные законом сроки и без осложнений. На мой взгляд, это показатель высококлассной, профессиональной работы наших финансистов.
Если бы мы не приняли бюджет…
Говорят, история не знает сослагательного наклонения, но точные науки, к числу которых стоит, отчасти, отнести и экономику, используют принцип «что было бы, если…»
Прогнозирование и планирование всегда были сильными сторонами финансистов. И раз уж зашел об этом разговор, мы можем примерно представить себе ситуацию, когда – предположим – бюджет Новгородской области в первом чтении не приняли. Да и вообще ни в каком, и регион вступил в новый, 2017 год, без бюджета.
Согласно бюджетному законодательству, регион использовал бы бюджет 2016 года, и финансирование осуществлялось бы механически из расчета 1/12.
В Новгородской области в следующем году вырастут зарплаты бюджетников, льготы, выплаты социально незащищенным категориям населения. Такой бюджет называется «социально-ориентированным», и создать его, без дефицита, в непростой экономический период, через который сейчас проходит наша страна, это тяжелый и огромный труд.