О новом бюджете Новгородской области: чего нам ждать в следующем году

О новом бюджете Новгородской области: чего нам ждать в следующем году

Об авторе: Наталья Омарова — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов, денежного обращения и кредита НовГУ.

О новом бюджете Новгородской области: чего нам ждать в следующем годуДля Новгородской области последние несколько лет были, мягко скажем, не самыми простыми. Несмотря на инвестиционные проекты, сбор налогов, появление новых экономических партнеров, рост сельского хозяйства и прочие достижения местной экономики, ситуация выровнялась с большим трудом: влияние внешнеполитических и внешнеэкономических процессов переоценить трудно. Тем не менее, с растущей расходной и гораздо менее активной доходной частью, бюджет на 2017 год был сформирован и принят в первом чтении.

Но кого-то не устроил баланс статей расходов, кто-то сомневался в исполнении доходной части, несмотря на то, что власти неоднократно обсуждали различные статьи бюджета со всеми думскими фракциями.

Позиция у большей части областных депутатов все-таки сложилась конструктивная, и вот, почему: во-первых, затягивать с принятием самого главного финансового документа региона нельзя, даже по самым благим намерениям. А, во-вторых, планирование как доходов, так и расходов, основано на планах муниципальных образований, производственных и торговых предприятий, сферы образования, здравоохранения и культуры, то есть имеет прочную финансовую базу. Но сначала посмотрим, что же все-таки отражено в бюджете Новгородской области на грядущий год, что означает «бездефицитность» и к чему готовиться налогоплательщикам.

bankbsg

Какой он, новгородский бюджет-2017?

При формировании проекта областного бюджета основным нормативным документом, регламентирующим нормативно-правовые основы бюджетного процесса, является Бюджетный Кодекс Российской Федерации, в Пятой главе которого прописано 13 принципов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29-38.2), обязательных к применению. Приятно отметить, что Счетная палата Новгородской области замечаний к нарушению принципов формирования бюджета области и выполнения бюджетных правил не выявила.

Новая редакция Бюджетного Кодекса РФ предусматривает 15 важных изменений и новаций, в том числе: создание условий для повышения доступности и качества государственных услуг, повышение эффективности и прозрачности бюджетных инвестиций, введение системы показателей долговой устойчивости, изменения в требованиях к процессу исполнения бюджетов.

С 1 января 2017 года бюджет разработан на трехлетний период. Таким образом, со следующего года область возвращается к трехлетнему горизонту бюджетного планирования, до 2019 года.

Впервые за последние годы Правительством Новгородской области был принят бездефицитный бюджет, что позволило стабилизировать государственный долг, заместить коммерческие кредиты на «льготные» бюджетные и сократить расходы на обслуживание государственного долга области более чем на 200 млн рублей. Такая политика будет продолжена и в следующем году.

Необходимость принятия сбалансированного, бездефицитного бюджета продиктована Министерством Финансов РФ, как одно из условий замещения коммерческих кредитов на бюджетные с ощутимо низкой процентной ставкой (0,1%).

Доходы и расходы областного бюджета на 2017 год учтены в сумме 26 382,8 млн рублей.

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета спрогнозированы в размере 23,4 млрд. рублей с темпом роста 6,9%. Рекомендация Министерства финансов РФ по этому вопросу – рост на 4-6%.

В проекте областного бюджета запланировано получение дотаций из федерального бюджета в общем объеме на 1 млрд. рублей.

Областной бюджет, как и в 2015 году, сформирован по программному принципу. В области реализуется 29 государственных программ, расходы на которые составляют 93% от всех расходов бюджета.

Следует отметить, что проект бюджета сформирован без дефицита. При этом увеличены расходы в том числе:

1. На повышение зарплаты работникам бюджетной сферы по Указам Президента РФ – на 322 млн рублей (всего составит 478 млн рублей).

2. На меры социальной поддержки расходы увеличены на 238 млн рублей.

3. На платежи на медицинское страхование неработающего населения в связи с ростом численности (на 7,9 тыс. человек с 374,2 до 382,2 тыс. человек) – на 50 млн рублей.

4. На капитальные вложения – на 151 млн рублей.

В разрезе муниципальных образований запланирован рост межбюджетных трансфертов на 294 млн рублей, в том числе:

— дотации районам и поселениям – на 82 млн рублей;

— субсидии и иные трансферты – 182 млн рублей;

— субвенции – 30 млн рублей.

Если говорить о предложениях по развитию экономики в целях наполнения доходной базы бюджета, то здесь можно выделить два направления: увеличение налоговых поступлений и увеличение неналоговых доходов.

Заглянем в финансовое будущее

Сначала стоит разобраться с критериями: как нам оценивать бюджет? Хорошо это или плохо, что увеличились платежи на медицинское страхование? 223 млн рублей, запланированных для дотаций районам – этого достаточно? Далеко не всякий, даже имеющий экономическое образование гражданин, справится с анализом более, чем 600 страниц новгородского бюджета. Но если иметь на руках критерии оценки, то все становится несколько проще.

В одном из Бюджетных посланий Президента РФ отдельной задачей бюджетной политики на этот период и дальнейшую перспективу называлось обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов и указывалось, что Правительство РФ работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития России в условиях адаптации бюджетной системы к сокращению и замедлению темпов роста бюджетных доходов, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления увеличивают актуальность разработки и реализации системы мер по модернизации управления общественными финансами РФ.

Одним из общих принципов разработки и реализации государственных программ является проведение регулярной оценки результативности и эффективности, в том числе – внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.

В бюджетной сфере есть так называемые «функциональная» и «операционная» эффективность.

Первая – это верхний уровень результатов, без которого все остальные мер тщетны.

Вторая – это совокупность качественных решений и процедур, применяемых при составлении и исполнении бюджета: сроки подготовки и принятия нормативных правовых актов, распределения субсидий их получателями, принятия решений заключения необходимых соглашений о предоставлении средств из бюджета с их получателями, межбюджетные трансферты регионам, а главное — своевременность и полнота принятия решений. Вот последнее – в части своевременности и полноты принятия решений – мы и наблюдаем: сложный и действительно бездефицитный (расходы равны доходам) бюджет Новгородской области был разработан грамотно и сбалансированно, принят в установленные законом сроки и без осложнений. На мой взгляд, это показатель высококлассной, профессиональной работы наших финансистов.

Если бы мы не приняли бюджет…

Говорят, история не знает сослагательного наклонения, но точные науки, к числу которых стоит, отчасти, отнести и экономику, используют принцип «что было бы, если…»

Прогнозирование и планирование всегда были сильными сторонами финансистов. И раз уж зашел об этом разговор, мы можем примерно представить себе ситуацию, когда – предположим – бюджет Новгородской области в первом чтении не приняли. Да и вообще ни в каком, и регион вступил в новый, 2017 год, без бюджета.

Согласно бюджетному законодательству, регион использовал бы бюджет 2016 года, и финансирование осуществлялось бы механически из расчета 1/12.

В Новгородской области в следующем году вырастут зарплаты бюджетников, льготы, выплаты социально незащищенным категориям населения. Такой бюджет называется «социально-ориентированным», и создать его, без дефицита, в непростой экономический период, через который сейчас проходит наша страна, это тяжелый и огромный труд.

Так что я с полной ответственностью могу сказать, что важнейшие направления бюджетной консолидации успешно реализуются Правительством Новгородской области, в том числе – благодаря профессиональным действиям финансового блока правительства региона. От эффективности действий членов Правительства Новгородской области, глав районов, депутатов по формированию и реализации бюджета региона зависит, прежде всего, уровень жизни населения региона, и, судя по бюджету-2017, с задачей областная власть справилась и на этот раз, и справилась наилучшим в сложившейся ситуации образом.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.