Сто лет революции

Сто лет революции

Сетевое издание «53 новости» начинает новый спецпроект – «Сто лет революции». 7 ноября 1917 года в хронологии России является одной из относительно близких нам дат, которые делят историю на «до» и «после». Революция в октябре 1917-го — это событие до сих пор определяющее нашу жизнь даже в мелочах. Поэтому наш проект, материалы которого будут выходить в год столетия двух русских революций по седьмым числам каждого месяца, носит столь двусмысленное название. Это и «Столетие революции», и, одновременно, «Сто лет непрекращающейся до сих пор революции» в истории России.

1На книжной полке уютно расположился «Календарь на 1917 год» Отто Кирхнера – одно из очень немногих старых изданий в моей домашней библиотеке. Ввиду того, что по конец марта 1917 года страницы в нем были вырваны чьей-то варварской рукой, большой библиографической ценности ежедневник делового человека начала ХХ века, не несет.

Однако календарь имеет историческую ценность, поскольку наполнен ушедшей жизнью, которая, оказывается, была на самом деле.

Со школьной скамьи нам рассказывают — существовала Россия царская, уходящая во мглу веков. Но, когда ты держишь в руках то, что создавалось в самой этой царской России не с целью рассказа о прошлом, а как послание в будущее, пусть недалекое — календарь, то испытываешь совсем другие чувства исторической достоверности происходящего.

Всё всерьез: дни тезоименитства царственных персон, проценты по вкладу в Русско-Азиатский банк, форма подачи прошений «Его Превосходительству».

Все это печаталось в 1916 году в типографии «Светоч» в календаре, который был подготовлен на 1917-й. В «Википедии» написано, что «Календарь на 1918 год» Отто Кирхнера уже не содержал ничего старорежимного, из царской эпохи. Но он тоже не успевал за временем, ведь готовился в пору краткого «царствования» Керенского.

2

* * *

Составители календарей, не историки — нет у них задачи выносить уроки из прошлого. Однако всем нам надо усвоить прописную истину — историю нельзя забывать.

Ее также нельзя переписывать в угоду политикам.

И, в третьих, хранить историю — наша обязанность. Причем, обязанность каждого. Такая же как каждый обязан следить за тем, чтобы в лесу жарким летом не полыхал огонь.

3Есть много не вполне привычных нашему восприятию законов, порожденных обществом, новых норм. Среди них них занимает особое место практика борьбы, в том числе юридическими методами, с искажением исторической правды.

В этой связи понятны и своевременны призывы ввести у нас ответственность за искажение, к примеру, истории Великой Отечественной войны. И если читатель солидарен тут с общественными деятелями, усматривающими в этом наступление на свободу слова, то пусть он попробует отрицать Холокост в какой-либо европейской стране.

Все же — как же решить эту проблему? Как научиться без страха смотреть в прошлое? Как удержаться от соблазна трактовать историю, подтаскивая ее под актуальный политический контекст?

4Я полагаю, что главным методом тут должен стать историзм.

Способ без страха смотреть в прошлое заключается в том, что историю надо мерить теми мерками, которые приличествуют той или иной эпохе. Конечно, мир меняется, но при таком подходе, мы не потеряем отправную точку. Не забудем о том, что было вначале.

Поэтому и в нашем долгом разговоре о Октябрьской революции, начнем с причин явления.

Итак, до встречи через месяц — 7 декабря. Тема публикации: «Что привело страну к революции».

5

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.