Татьяна Константинова: «Из бересты можно сделать всё»
В Боровичском музее открылась экспозиция «Ремесло в наследство». Это первая персональная выставка изделий из бересты мастера Татьяны Константиновой, которая буквально возродила ремесло своего прадеда Павла Прокопьевича Павлова (1877-1953), уроженца деревни Брызгова Боровичского уезда. Павел Прокопьевич был искусным мастером: его корзинки, солонки, лапти пользовались большим спросом. Татьяна унаследовала мастерство прадеда, причём, даже не подозревая об этом, узнав о нем не сразу.
Берестой Таня увлеклась случайно, но настолько серьёзно, что муж Станислав Васильев устроил ей в доме мастерскую с огромным столом, снабдив всевозможными приспособлениями. Но главное – сам заготовил ей впрок берёзовой коры…
До бересты Татьяна профессионально занималась рисованием: писала акварелью, маслом. В Новгородский колледж искусств прошла без экзаменов. Считает, что ей очень повезло с учителями – Владимиром Ярышем и Андреем Терентьевым. Они и привили ей любовь к бересте.
А о том, что прадед зарабатывал себе на жизнь плетением из бересты, Татьяна узнала от многочисленных родственников. Благо их у неё много. У прадеда было два сына и пять дочерей. Младшая дочь Анна и была бабушкой Татьяны Константиновой. У каждого в доме хранились вещи, сделанные руками прадеда.
Вспомнила об этом родня, когда Татьяна уже сама стала признанным мастером. В 2015 году Татьяна Константинова стала лауреатом II степени на Всероссийском фестивале мастеров народной игрушки в Липецке. Неделю назад, 5 сентября, её «Танцующие куклы из бересты» заняли I место в номинации «Живая традиция» в конкурсе традиционной народной куклы и игрушки «Кукольные истории» на Всероссийской выставке в Перми. В настоящее время кукла «Перепляс» принимает участие в Международном этнографическом фестивале-конкурсе изобразительного искусства и народного творчества Ethno Art Fest в Лондоне.
В своём творчестве Татьяна совмещает старинные техники и современные приёмы. Использует, помимо традиционной бересты, дерево, лыко, текстиль, ивовый и черёмуховый прут.
– Из бересты можно сделать всё, что угодно – от украшений до посуды. Вазы, кувшины, сумочки, шкатулочки, новогодние игрушки. И это не говоря об обуви – лапти, ступни, сапоги, – рассказывает мастерица.
Кстати, многие путают лапти со ступнями. Между тем, лапти предназначены для долгой дороги, они невысокие и привязываются к ногам. А ступни одеваются на скорую ногу, чтобы можно было быстро снять и одеть – в сарай сходить, в хлев… Подковырку делают для лучшей носкости. Причём, в каждой местности есть свои особенности этой обуви и зависят они от строения стопы человека.
На Новгородчине, говорят лапотники, например, у людей обычно второй палец на ноге длиннее большого – с учётом этой особенности и плетутся лапти. В Ярославской губернии – наоборот. Раньше по лаптям определяли, с какой местности человек. Лапти «чужого рода» носить невозможно, мозоль натрёшь.
Рассказывает директор музея истории Боровичей и Боровичского края Ирина Столбова:
– Мы хотели сделать выставку необычной, уйти от традиционных рушников, половиков. И нам это удалось. Мы «подкидывали» Татьяне свои идеи, а она находила оригинальные решения. Часть своих поделок развешала на дереве. Установила плетёных лошадок на подстилку, сплетённую из травы. Дополнила работы рисунками, сделанными на бересте. Это первая её персональная выставка в музее и она пользуется успехом, потому что вещи, какие она делает, вполне можно применять в быту. И погремушки, и плетёнки, и сумочки, и колыбельку для ребёнка. Изделия ей легко вписываются в современный интерьер, благодаря красоте, целесообразности и высоким художественным качествам.
* * *
На выставке представлено более 100 работ, отличающихся богатством форм и размеров: маленькие дорожные солонки, изящные вазочки и шкатулки, разнообразные игрушки для малышей из экологически чистого материала, огромные кошели, лапти, а также корзинки и коробочки, туеса, украшенные тиснением, резьбой, мезенской и пермогорской росписью.
Фото автора.