Новгородские святыни выставлены в Благовещенском соборе Казанского Кремля

Новгородские святыни выставлены в Благовещенском соборе Казанского Кремля

С 19 по 21 июля в Благовещенском соборе Казанского Кремля выставлены для осмотра поручи Преподобного Варлаама Хутынского, чудотворца XII века, и пелена с изображением образа Божией Матери Казанской XVI-XVII веков из коллекции Новгородского музея-заповедника. По сообщению пресс-службы Татарстанской митрополии, 21 июля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в этом соборе. Именно в этот день православные отмечают явление иконы в Казани (1579 год).

Новгородские святыни выставлены в Благовещенском соборе Казанского Кремля

По информации Новгородского музея-заповедника, ранее поручи вывозились из Великого Новгорода только в 2010 году для выставки в «Лувре» в рамках проведения Года России во Франции и Франции в России. А пелена впервые экспонируется за пределами Новгородского музея-заповедника.

Поручи происходят из ризницы Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря. Они поступили в музей после 1926 года как уникальный памятник русского золотного шитья домонгольского периода. Они являются древнейшими из сохранивших поручей в средневековом шитье византийского мира. Монастырская опись 1642 года указывает на то, что они принадлежали великому русскому святому, чудотворцу Варлааму Хутынскому. На каждом изображен трехфигурный Деисус в рост: в центре – Иисус Христос, слева — Богоматерь, справа – Иоанн Предтеча. По верхнему и нижнему краю поручей располагаются орнаментальные полосы в виде гирлянды пятилепестковых цветов.

Золотное шитье выполнено в сложнейшей технике «на проём», при которой металлические нити продергивались через шелковую ткань фона, образуя двустороннюю вышивку. На лицевой стороне стежки золотных нитей получались более длинные, чем на оборотной; плотно прилегая друг к другу, они сплошь заполняли всю поверхность изображения. Эта техника, характерная для древнерусских памятников домонгольского периода, в последующие столетия уступила место более простому шитью «в прикреп», при котором металлические нити параллельными рядами накладывались на фон и прикреплялись к нему шелковыми нитями – «прикрепами».

Памятник прошел серьезную реставрацию в мастерской Новгородского музея-заповедника, поскольку шелковое шитье почти полностью утрачено, а древний фон сохранился только под изображением.

Пелена поступила в Новгородское епархиальное древлехранилище в 1913 году из Введенского монастыря города Тихвина. Она стала одним из первых экспонатов этого музея церковных древностей при новгородском Архиерейском доме, созданного по инициативе архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого). Вероятнее всего, центральный образ обрамляла несохранившаяся кайма с шитыми литургическими надписями (скорее всего, тропарь и кондак иконе «Богоматерь Казанская»), а сама пелена была подвесной к одной из почитаемых Богородичных икон. Образ «Богоматери Казанской» вышит по голубой камке шелковыми и драгоценными золотными и серебряными нитями.

Новгородские реликвии пробудут в Казани в Музее истории Благовещенского собора на выставке «Яко звезды светлыя озаряюще нас…» до 5 августа.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.