«Явлению» вдогонку: репортаж с выставки итальянского художника

«Явлению» вдогонку: репортаж с выставки итальянского художника

Сегодня, 3 июля, в Культурном Центре «Диалог» завершит свою работу выставка итальянского художника Тито Марчи «Иное явление». Я смог оценить экспозицию только под занавес показа, несмотря на то, что он длился целый месяц. В последние дни в зале было уже не так много посетителей.

DSC06518Итальянцы уже не раз посещали Великий Новгород с выставками и инсталляциями. Показу в нашем городе «Иного явления», как и многим другим, поспособствовал Энзо Форнари, человек, который продвигает итальянскую культуру в нашей стране. Все его выставки ультрасовременны и малопонятны. Что касается «Иного явления», то эта экспозиция одна их тех, о которых организаторам ничего не было известно заранее. До этого она находилась во Пскове, где автор также не появился. И по большому счёту, не только сам Тито Марчи остался загадкой, но и его выставка. Краткая аннотация к ней ничего не объясняет. Например, совсем непонятно значение надписей на картинах.

Письмена, изречения мы так и не смогли перевести. Может быть они греческие, но никто не знает, что там написано и что это означает. Никто и не может их перевести, потому что мы не получили никакой аннотации. Поэтому поле для интерпретации обширно,

— говорит Сергей Пухачёв, искусствовед, директор новгородского центра современного искусства.

Я шёл на эту выставку, ничего не загадывая, и ни о чём не думая. Но в итоге она действительно заставила удивиться. Деревянные доски, с каждой из которых на посетителя смотрит автопортрет Тито Марчи. Различие лишь в композиции, присутствии или отсутствии небольших пейзажных вставок. Везде есть золотой фон и надписи на греческом и древнеармянском, а одна из картин представляет из себя трёхчастный алтарь. Доски, золотой фон и надписи — всё это наводит на мысль об иконах и храме. Наверное, мне повезло, что совсем не было посетителей и удалось прочувствовать в полной мере атмосферу картин и поразмышлять.

DSC06507Темы, которые рассматривает Тито Марчи, — это культура, религия, сущность человека. Если взглянуть на одну из картин, то, безусловно, каждому будет понятно, что полотна имеют сходство с иконами. Различие, пожалуй, только в реалистичности изображения героя. Золотой цвет, который символизирует нечто небесное и запредельное, надписи, как на иконах, стигматы на лице героя и разнообразные предметы, символы говорят не только о синтезе разнообразных культур и религий на одном полотне, но и о едином Боге. У Тито Марчи синтезируются древние устоявшиеся традиции религий, культур и их современное прочтение. Мне кажется, что это сделано для того, чтобы показать, как сильно сплелись культуры в современном мире. Человек, находясь под их влиянием, что-то приобретает, а что-то теряет, получая раны-стигматы. Он примеряет на себя одеяния чужих народов, пытаясь взять, по его мнению, самое лучшее. Но ничего не происходит. Человек остаётся самим собой, какой бы ни была на нём одежда.

DSC06509Самое большое количество автопортретов оставил, по-моему, Рембрандт — около 60. На втором месте, по-моему, Ван Гог — около 50. Традиция изучения собственного лица имеет давний прочный разговор. Но на то всегда есть две причины. Одна — когда у человека нет модели для позирования, которой нужно платить. Вторая причина — желание как можно глубже забраться в самого себя. Возьмём последний автопортрет Рембрандта, когда он — смеющийся старик, проигравший всё, потерявший всё и смеющийся над собой, над миром. У Марчи, по-моему, другая задача: он попытался взглянуть на себя в совершенно разных контекстах. Вот здесь он буддист, там он дядька в странной меховой шапке, здесь он на фоне Аппиевой дороге, самой древней, из известных, дороге на Земле. Тито Марчи с одной стороны одинаков, но всё время в разных культурных контекстах,

— рассказал поподробнее о картинах и авторе Сергей Пухачёв.

Директор центра современного искусства также рассказал о значении золотых фонов и вообще о связи с божественным:

Вот эти золотые фоны — это такая древняя итальянская традиция, идущая от раннесредневековых икон и фресок. Последние золотые фоны — это ранее кватроченто (XV в.), а может быть, и треченто итальянское (XIV в.). Это попытка вырвать изображение из контекста земной реальности, попытка отослать изображение простого человека с ноздрями, волосами, растущими в ноздрях, в мир небесный, в мир божественный.

На мой взгляд, работы итальянского художника говорят не о крамольном замещении Бога, а о двойственности сущности человека — душе и теле, о том, что человек одновременно чист и грязен. Со стороны души — создание образа существа из высшего мира, которое способно выбрать приоритетной душу, а не тело, а стигматы также напоминают о жертвах и страданиях Иисуса Христа. Изображение высшего существа и человека, который способен на это.

Фото автора

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.