Хроники Оксфорда: от университета до частной жизни

Хроники Оксфорда: от университета до частной жизни

Великий Новгород считается студенческим городом. По российским меркам. Некоторые приезжие отмечают обилие современной молодёжной культуры, хотя иные, напротив, видят размеренный уклад, подходящий больше для тех, кому за. Корреспондент «53 новостей» побывал в Оксфорде и понял, что на свете есть город, которому такая противоречивая характеристика подходит в большей степени.

Хроники Оксфорда: от университета до частной жизни

Первый выход в город сопровождался очень странным ощущением, что здесь что-то по-другому и отчего-то необъяснимо хорошо.

Мы находимся в европейской стране с давними традициями борьбы за свободу и построения демократического общества. Вроде бы так? Нет, не то.

Здесь +12 градусов, я одет в лёгкое пальто без шапки и шарфа, на улице поют птицы, часть кустарников зелёные, а плодовые деревья цветут. Окна в жилом доме хочется держать по утрам открытыми, чтобы слышать птичьи трели. И это в январе. Всё так, но всё равно что-то не так.

На улице много велосипедистов, а пешеходные переходы оборудованы островками безопасности. По выделенным линиям ходят двухэтажные автобусы. Всё делается для того, чтобы человек чувствовал себя комфортно, это так. Но опять мимо.

Вокруг настоящие декорации для кино. Только здесь нет никакой бутафории. В одном из колледжей Оксфордского университета снимали Гарри Поттера, здесь живёт выдающийся британский музыкант и лидер группы Radiohead Том Йорк, а историческая среда пополам с гуманитарным университетским сообществом спровоцировали на написание своих шедевров Джона Толкиена, Клайва Льюиса («Хроники Нарнии») и ещё одного Льюиса — Кэрролла. Вот же оно! Разве нет?

Пришлось пару часов подумать, чтобы сообразить, в чём дело.

Хроники Оксфорда: от университета до частной жизниВообще, любые отсылки к «морали» и «нравственности» предлагаю прекратить

Мы видим своими глазами виды и сопоставляем их с собственным опытом, обыгрывая и обрабатывая в голове, сравнивая со своими представлениями. Мы слышим музыку и иностранную речь, но музыку мы можем не любить, а речь не понимать. Мы в новом месте прикасаемся к деревьям, к кирпичной кладке домов, к лестничным перилам, но это совсем из будничного. И только запах действует на нас непрерывно, минуя сознание, пробиваясь прямо под него. Мы можем его не замечать, но мы уже в его власти.

Одно из самых ярких впечатлений первого дня пребывания — это наличие на улице ароматов. Вполне предсказуемые запах земли и растительности для местности, где весна начинается в январе, перемешались с менее характерными для наших городов ароматами кофе и выпечки. Где-то на третий день запахи можно вовсе не замечать, но в первый они заставляют тебя полюбить место, в котором ты находишься. В Великом Новгороде слишком закрытые витрины кафе. Даже летом мало где удаётся уловить запахи кофе или чая, хотя в лучшие дни у нас обязательно пахнет цветами и листвой. Это очень серьёзное упущение, снижающее привлекательность нашей городской среды для горожан и туристов.

Оксфорд — сравнительно небольшой город в двух часах езды к северо-западу от Лондона. В нём живут около 150 тысяч человек, и знаменит он, прежде всего, своим Оксфордским университетом, одним из самых престижных в мире интеллектуальных центров.

Хроники Оксфорда: от университета до частной жизни

Все знают, что Оксфорд — это университет. На самом деле это целый кластер престижных колледжей, которые объединены в систему гуманитарного высшего образования, выпустившего больше всего британских премьер-министров. Тогда как конкурирующий с Оксфордом Кембридж родил больше учёных естественно-научного профиля, ставших лауреатами Нобелевской премии.

С университетом тесно связана жизнь города, который возник в 912 году, а спустя уже полтора столетия в нём обучали священнослужителей, хотя историю Оксфордского университета принято отсчитывать от 1117 года. Это старейший в Великобритании и во всём англоязычном мире университет и один из старейших в мире.

Горожанам не всегда нравились студенты. Примечателен трагический момент в истории города. В 1355 году в таверне Свиндлсток студент плеснул прокисшим пивом в лицо недобросовестному бармену, после чего началась потасовка. Обе стороны конфликта подтянули подкрепление — горожан и студентов. Силы были неравны, и студенты потерпели поражение (63 погибших), хотя и успели отправить на тот свет около 30 горожан. Погромы произошли как раз на День святой Схоластики 10 февраля. Власти урегулировали конфликт в пользу университета. Каждый год в течение 470 лет мэр города вместе с членами городского совета маршировал по улицам с непокрытой головой, а город уплачивал университету по одному пенни за каждого убитого студента. Традиция прекратилась в 1825 году, когда градоначальник отказался исполнять устаревшее, по его мнению, предписания. Окончательно конфликт был исчерпан лишь в 1955 году. Ровно 61 год и 1 день назад мэру была присвоена почётная степень, а вице-канцлер университета стал почётным горожанином.

Хроники Оксфорда: от университета до частной жизни

В Оксфордском университете обучаются около 30 тысяч студентов. Это почти пятая часть населения города. Для сравнения, в Новгородском университете обучается более 8 тысяч студентов. К этому можно прибавить студентов из филиалов, всего в районе 5% от населения областного центра (220 тысяч человек). Разница и в качестве образования: в Оксфордский университет можно поступить, имея на руках аттестат с одними пятёрками (или оценками A) и внушительную сумму денег. Если речь, конечно, не идёт о совсем другом и не таком почётном учреждении Оксфорд Крудс, в которое достаточно поступить, имея деньги.

Но общий флёр у обоих городов, при разнице его интенсивности, общий: это историческая, почти патриархальная среда и дерзость молодой мысли. Я усиленно искал в Оксфорде современный андерграунд, и найти его не так-то просто — это ведь underground. Это не Лондон, здесь нет уличных шедевров Бэнкси, даже банальные граффити-теги встречаются редко, но, по крайней мере, здесь можно найти клубы с рок-музыкой или наткнуться на живые выступления в пабах. Будьте уверены: несмотря на кажущуюся консервативность Оксфорда, здесь любят идеи творчества и свободы, владеющие молодыми умами.

Город идеально подходит для дневных и вечерних прогулок с посещением пабов, открытых в исторических зданиях в большом количестве. Но об этом чуть ниже.

Мой путь в Оксфорд лежал из типичной британской субурбии (пригорода) Иффли, очень спокойного и тихого городка с традиционными, но до сих пор жилыми домами XVIII-XX веков пополам с современными небольшими постройками, в которые селятся мигранты, в том числе из-за рубежа. Уровень цен на недвижимость очень высокий, поэтому сюда перебираются только семьи, настроенные на работу и зарабатывание денег. В сфере обслуживания можно увидеть в большом количестве чернокожих и ближневосточных женщин и мужчин, но никакого диссонанса с окружающей средой, с традиционными английскими пейзажами это не вызывает. Новые британцы есть везде, даже в аэропорту Хитроу под Лондоном можно найти ситха в чалме и в форме сотрудника службы безопасности. И все точно так же патологически вежливы, как и коренные жители Острова. Это общество вызывает ощущение гармонии.

Хроники Оксфорда: от университета до частной жизни

Иффли и Оксфорд на моём пути разделяет река Черуэлл, приток Темзы, которая также протекает через Оксфорд. На подходе к этой реке по Иффли роуд в месте соединения трёх улиц можно обернуться назад и увидеть мыс Доброй Надежды — так остроумно назвали своё заведение владельцы гастрономического бара, расположенного в доме, который как раз похож на мыс.

А сразу за рекой — Магдален колледж. И резко изменяющийся городской пейзаж. Исторические коттеджи сменились плотными рядами ещё более старых домов, разбавленных большими территориями старинных и богатых колледжей, соревнующихся между собой, кто создаст лучшие условия для своих студентов. Вот тут и начинается самое интересное.

Британский паб — явление, известное всему миру. Это бренд. И здесь для любителей подобного раздолье. Даже туристическая карта с центральной частью Оксфорда предлагает нам около 30 одних только пабов, каждый из которых по какой-то причине является известным. Много ли пабов или баров можно найти в центре Великого Новгорода?

Один из самых раскрученных — Eagle and Child (Орёл и ребёнок). Именно тут литературный клуб Inklings основали Джон Толкиен и Клайв Льюис. В память об этом в самом пабе находится дверь в Нарнию. Хотя больше ничем особенным он не примечателен — просто добротный паб, по местным меркам, разумеется.

Хроники Оксфорда: от университета до частной жизни

Гораздо интереснее оказался паб The Kings Arms. Это типичный для Оксфорда студенческий паб, где многочисленная публика, большую часть которой составляют парни в пиджаках, ведёт себя достаточно шумно, несмотря на негласное правило для таких заведений «не шуметь». Суть в том, что в одном таком заведении могут находиться только студенты одного из колледжей, подобно тому, как футбольные болельщики не могут зайти в бар команды-соперника.

Но в любом пабе обязательным условием будет наличие английских традиционных элей, которые находятся на специальных кранах, используемых как водокачки. Рядом ещё две группы кранов. Первая — европейские лагеры, которые можно легко найти в любой стране. Вторая — местное, шотландское или американское крафтовое пиво, которое, в отличие от редкого российского, выпускается более высокими объёмами, но имеет менее экстремальные вкусы и ароматы.

Заглянем теперь и в типично жилые места. Рассказывают, что север города, населённый семьями рабочих, выглядит более похожим на пост-советские кварталы, но туда не удалось добраться. Но субурбию Иффли и, частично, самого Оксфорда удалось изучить.

Хроники Оксфорда: от университета до частной жизни

За архитектурным обликом следят очень тщательно. Особенно это касается крыш и окружающей территории. На крышах исключительно керамическая черепица, в отельных случаях можно найти её современный резиновый заменитель. Никакого шифера и профнастила. То же самое каается и оград: они изготовлены исключительно из дерева, металла или камня и редко превышают человеческий рост.

К неприкосновенности частной территории здесь относятся философски. Конечно, заходить на чужую территории не принято, но посмотреть не возбраняется. Ворота часто открыты или отсутствуют. Из-за того, что в оформлении используются исключительно натуральные материалы, складывается впечатление, что здесь всё старое, а иногда даже дряхлое (даже деревянные заборы не красят). Видимо, на это и расчёт. Любая фотография отсюда, любой пейзаж выглядят как кадр из кино. Только, повторюсь, здесь всё настоящее.

Забота о внешнем виде настолько тщательная, что на асфальте не рисуют «зебру», хотя понижение тротуара до уровня проезжей части (или наоборот — повышение уровня проезжей части до тротуара) здесь обязательно. Со знаками та же история. Их здесь не очень любят, и часто не устанавливают знаки «уступите дорогу», ограничиваясь разметкой и знаками ограничения скорости в 20 или 30 миль в час (32 или 48 км/ч соответственно). Знаки обычно уменьшены, иногда это совсем «малыши».

Хроники Оксфорда: от университета до частной жизни

Напоследок стоит рассказать немножко о менталитете британцев.

Жители Острова — пожалуй, самые вежливые люди в мире. Или одни из самых. В магазинах, в пабе, на вокзале и в общественном транспорте можно много раз услышать слова thank you и sorry. Странно, но это не кажется чем-то натужным, вежливость здесь в крови и, похоже, заразна, ведь вежлив каждый британец, вне зависимости от страны своего происхождения.

Ещё важным качеством местных является спокойствие и философское отношение к окружающему миру. В законодательстве Соединённого Королевства есть пункт, запрещающий фотографировать людей без их разрешения, тогда как в России этот запрет касается публикации фотографий. Тем не менее, я фотографировал в публичных местах много и часто и ни разу не услышал к себе никаких нареканий.

Несмотря на возросшую опасность террористических актов и общую нервозную обстановку в мире, британцы из провинциального, но известного на весь мир Оксфорда (впрочем, как и их лондонские соотечественники) сохранили удивительное спокойствие и доброжелательность. Сотни лет борьбы — за независимость от католической церкви, за права крестьян или женщин, за право студентов считаться полноправными членами общества Оксфорда — откалибровали отношение к личному и общественному. Я наглел и совал фотоаппарат, бывало, куда не следовало бы, и вполне мог сойти за какого-нибудь проходимца во многих других странах. Но, видимо, на мне уже висел негласный ярлык не опасного для общества человека, принимающего их систему ценностей.

Фото автора

Хроники Оксфорда: от университета до частной жизни

Комментарии

Пурген
15:50 12.02.2016

Леша алкаголик вэернулся

Nibaal
16:33 12.02.2016

Алексей, а порно на поцарапанном диске там посмотреть не удалось? В котором знакомые, так сказать, лица, хехе…

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.