В новгородских «Витославлицах» прозвучали красные и малиновые звоны
В выходные в Великом Новгороде состоялся фестиваль колокольных звонов «Звонарское вече».
Такой музыкальный праздник Новгородский государственный музей-заповедник проводит уже шестой раз.
Чудесные колокольные звоны можно было услышать 19 сентября на звоннице Софийского собора в Кремле. А 20 сентября концерт звонов прошел на колокольне Юрьева монастыря и в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы». Свое искусство зрителям представили звонари из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Петрозаводска, Ростова и Великого Новгорода.
В «Витославлицах» звоны исполнялись на колокольне церкви Николы из деревни Высокий Остров, часовни из деревни Кашира и на передвижной звоннице.
В погожий осенний денек в «Витославлицы» приехало немало новгородцев и гостей города, а прошедший с большим успехом накануне концерт в Кремле только усилил интерес зрителей к искусству колокольного звона.
Многие участники фестиваля из других городов уже не первый раз выступают в Великом Новгороде. Так, звонарь храма во имя великомученика и целителя Пантелеймона в Петрозаводске Надежда Быкадорова приехала в наш город уже в третий раз.
— Мне очень нравится теплая, душевная атмосфера новгородского фестиваля. Кроме того, такое мероприятие дает возможность для звонарей обменяться впечатлениями, личным опытом, поучиться друг у друга, — рассказала «53 новостям» Надежда Быкадорова. — Я на колокольне уже одиннадцатый год. Колокольные звоны — это вся моя жизнь.
Известно, что у каждого звонаря свой почерк, свой стиль. И, конечно, звоны Карелии отличаются от новгородских или московских.
— Северные звоны другие — более медленные, плавные. У нас не строили высоких храмов, и колокола были не очень большие. Звук летел по воде, ведь в нашем краю много озер, — говорит Надежда.
Перед началом концерта журналистам удалось побеседовать с звонарем из Москвы Ярославом Тимофеевым. Ярослав — новгородец, он учился искусству звонаря на звоннице Софийского собора, а теперь живет и работает в Москве. На концерте в «Витославлицах» молодой человек исполнил малиновый звон и красный звон вместе со своей мамой.
Традиция проведения концертов колокольных звонов есть не только в Великом Новгороде.
— Среди ведущих фестивалей колокольных звонов — московский Пасхальный фестиваль, который проводится под патронажем Валерия Гергиева. Специфика этого мероприятия в том, что звонари каждый день приезжают в новый район Москвы и осваивают новую, незнакомую им колокольню. То есть для музыкантов проводятся своеобразные гастроли по городу, — рассказал Ярослав Тимофеев. — Еще один известный фестиваль проводится в Ярославле, в рамках которого колокольная музыка сочетается с классической. Так, оперы «Борис Годунов» или «Александр Невский» с живыми колоколами звучат потрясающе.
Нередко искусство звонаря тесно связано с религией и духовностью. По словам Ярослава, сегодня вопрос веры стал одним из самых интимных:
— Это внутреннее дело каждого. Колокола для меня — это образ жизни, я занимаюсь ими с детства. Я музыкант и люблю колокольный звон как совершенно неповторимую, не имеющую аналогов музыку. Колокольный звон дарит исполнителю свободу, когда ты встаешь за инструмент и пытаешься услышать музыку, которая идет из души.
— Сложно ли звонить в колокола? Нужна ли для этого большая физическая сила? — интересуются журналисты у Ярослава.
— Есть гигантские колокола весом в одну-две тысячи пудов. Там нужно работать только с одним колоколом, и для этого нужна сила всего тела. На самом деле это не очень тяжело, главное — поймать энергию маятника. Справляться с языком колокола, который вести больше тонны, — огромное удовольствие. А вот при работе с маленькими и средними колоколами у звонаря больше свободы.
— Вредна ли профессия звонарей, например, для слуха?
— Обычно на этот вопрос мы отвечаем: «А? Что?», — шутит Ярослав. — На самом деле никакой вредности в нашем деле нет. Одни звонари используют беруши, другие — нет. Никакой разницы я пока не замечал.
— Изначально звонарями были только мужичины. Много ли сейчас в этой профессии женщин?
— Да, традиционно до революции звонарями работали только мужчины, женщин на звонницу не пускали. А сейчас среди звонарей немало женщин, которые по своему искусству ничем не уступают мужчинам. Так, на международном конкурсе звонарей в Ярославле первое место заняла женщина. При этом обычной женской силы вполне достаточно, чтобы справиться со средним набором колоколов.
Ярослав отметил, что многие звонари не имеют музыкального образования. Главное — чтобы от природы в человеке было заложено чувство ритма.
— Сейчас в фестивалях принимает участие большое количество звонарей, и ни один из них не звонит так же, как другие, — рассказал Ярослав Тимофеев. — По звону всегда можно определить, кто именно стоит на колокольне. Вот сейчас, думаю, выступает звонарь из Вологды.
Концерт колокольных звонов уже начался, и Ярослав не ошибся — первым исполнителем действительно был звонарь из Вологды Олег Тимофеев. Олег исполнил праздничный звон и Софийский звон, который традиционно исполняется на колокольне Софийского собора в Вологде.
— Новгородские колокола звучат очень душевно и дарят огромные возможности для исполнения, — рассказал Олег Тимофеев. — Я звоню с 1997 года. Сам я — певец мужского хора Вологодской филармонии. Кроме того, люблю играть джаз, блюз. Мне интересна любая музыка — от духовной до джаза, фольклора. Люблю я и наши северные вологодские песни.
После завершения концерта научиться звонить в колокола мог любой желающий на мастер-классе, который провел для гостей праздника Ярослав Тимофеев.
Фото Михаила Жигунова