«53 новгородских храма»: собор Святой Живоначальной Троицы (Боровичи)
Собор Святой Живоначальной Троицы в Боровичах был построен в 1862 году.
Храм был возведен в центре города, на площади, где в то время находился Введенский собор.
Собор Святой Живоначальной Троицы построен в стиле ампир в виде креста. Храм был украшен пятью главами с позолоченными крестами. На среднем кресте было изображено распятие Иисуса Христа. Собор имел три престола. Главный — во имя Пресвятой Троицы. С правой стороны — в честь Казанской иконы Божией Матери. С левой стороны — престол во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Главный иконостас собора был большой, квадратный, трехъярусный, искусно выполненный в классическом стиле по проекту известного петербургского профессора живописи Горностаева. В 1905 году три иконостаса Троицкого собора были вновь вызолочены, стены расписаны.
В средней главе особо выделялся образ Господа Саваофа, окруженного ангелами, а вся глава была усыпана накладными звездами. В откосе ее были написаны четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука и Иоанн.
Снаружи, на алтарной апсиде, была изображена Ветхозаветная Троица, которая являлась списком иконы преподобного Андрея Рублева. Над дверьми, ведущими в собор, с северной стороны в полукруге написан образ Пресвятой Богородицы, с южной — Вход Господень в Иерусалим.
Своей академической росписью собор славился среди уездных городов России.
С западной, северной и южной сторон собор украшали красивые крыльца с семью ступенями из дикого гладкого камня. Верх каждого крыльца поддерживался четырьмя большими колоннами.
В 1901 году, во время своего пребывания в Боровичах, в Троицком соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1909 году Троицкий собор посетил епископ Тихвинский Андроник.
Введенский и Троицкий соборы имели ограждение со святыми воротами, башней и башней-часовней, сторожку и каменный сарай для дров. Каменная сторожка имела два входа. В ней было 12 комнат. Самая большая из них была выделена для занятий церковного хора. Там же стояла фисгармония. Было помещение для реставрации икон, квартира сторожа и хорошая трехкомнатная квартира старшего сторожа. Старший сторож должен был проводить уборку в алтаре, по большим праздникам звонить на колокольне. Кроме того, старший сторож должен был отвечать за хранение церковного вина, которое находилось в огромных бочках в подвале собора, приносить вино из подвала в алтарь перед литургией, следить за чистотой церковного двора.
После революции соборы были вначале переданы обновленцам. Еще до этого, в марте 1920 года, в помощь голодающим Поволожья из Троицкого собора были изъяты и сданы государству 15 серебряных окладов с икон, а из Введенского — 17.
В 1927 году в Троицком храме было решено открыть городской театр. В праздник Троицы с собора сняли купола. Кощунственно уничтожалась и настенная роспись. До настоящего времени сохранилось на чердаке перестроенного храма, в оставшихся после разборки нижних частях барабанов, изображение святых евангелистов, у которых вандалы выкололи глаза и пририсовали рога.
Прекрасно выполненные в академическом стиле, покрытые сусальным золотом иконы трех иконостасов собора спилили на дрова. Со слезами на глазах и молитвой верующие пытались спасти иконы, собирая даже их части. Спасенные иконы, которые сохранили верующие, впоследствии были переданы в церковь святой великомученицы Параскевы.
Работы по переоборудованию Троицкого собора в городской театр были закончены 10 ноября 1931 года. Главы собора были сорваны, с запада и востока появились пристройки. Внутри собора устроено новое железобетонное перекрытие для балкона и фойе театра.
Также рядом с собором находилась трехъярусная колокольня, построенная еще в 1785 году. Она имела 12 колоколов.
Колокольня представляла собой редкий и интересный образец архитектуры середины XVIII века — переходной поры от барокко к классицизму. В 1918 году колокольню капитально отремонтировали. Но вскоре был поставлен вопрос об ее уничтожении.
Колокольню взорвали, но, упав на землю, она не развалилась. С большим трудом ее разобрали на кирпич. Тогда же был снесен и Введенский собор. На месте колокольни был установлен памятник Кирову.
Кирпич от разрушенных церковных зданий использовался на строительство двух жилых четырехэтажных зданий.
Сейчас в соборе располагается Городской Дом культуры. До недавнего времени здесь находилось и кафе. Православные верующие города начали обращаться в соответствующие инстанции с просьбой о возвращении собора Русской Православной Церкви. Была создана общественная организация «За сохранение здания Боровичского Троицкого Собора и возвращение его Русской Православной Церкви». Организацией выпускается православная газета «Боровичский Троицкий листок», которая бесплатно распространяется среди жителей Боровичей.
В мае 2013 года Боровичской епархии был передан нижний придел собора. Предприниматель Андрей Васильев, арендовавший нижние помещения под кафе, добровольно отказался от них в пользу Церкви.
24 июня 2013 года в День Святого Духа правящий архиерей Боровичской епархии епископ Боровичский и Пестовский Ефрем совершил в соборе первое богослужение. А 25 января в соборе прошла первая Божественная литургия.
Теперь богослужения с акафистом Святой Троицы совершаются каждую неделю.
Настоятель собора — протоиерей Алексий Иванов.
Клирик — священник Сергий Светлов.
Отец Алексий является также настоятелем церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Ёгла Боровичского района. Старшая дочь священника закончила музыкальную школу и теперь руководит хором при Троицком соборе.
— Сейчас благоустраивается нижний придел собора. Там убраны барные стойки кафе, побелены и покрашены своды, изготовлены престол и жертвенник, приобретены священные сосуды для совершения Божественной литургии, изготовлен эскиз иконостаса, — рассказал отец Алексий. — Часть иконостаса из белого мрамора заказана в городе Волгодонске и должна быть установлена осенью этого года.
По словам отца Алексия, число прихожан собора постоянно растет. Боровичане надеются, что в скором времени Церкви будет передан весь храм. Тогда богослужения будут проходить в верхнем храме, а в нижней части будет располагаться крестильный храм.
— Здание храма строится по особым канонам. Освящается закладка собора, в основание алтаря закладывается крест, — говорит отец Алексий. — И кроме церкви ничто иное не может находиться в этом здании. Храм не перестает быть храмом, даже если он разрушен, осквернен. Господь дает ангела-хранителя как человеку при крещении, так и церкви. И на месте поруганного собора стоит его ангел-хранитель, который расскажет на Страшном Суде о том, что люди сделали с храмом. Неслучайно раньше, если церковь сгорала, на ее месте всегда строили новую. Любой храм обладает благодатью, полученной при его освящении.
Фото Артура Крейтора
При подготовке материала использовалась информация с сайта www.votpusk.ru
Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.