«53 новгородских храма»: церковь Казанской иконы Божией Матери (Чудово)

«53 новгородских храма»: церковь Казанской иконы Божией Матери (Чудово)

Церковь Казанской иконы Божией Матери в городе Чудово

Настоятель — протоиерей Сергий Стольников.

Служащий священник — иерей Михаил Янополь.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в городе Чудово — самый поздний храм из дореволюционных на территории района. Два года назад приход отмечал столетний юбилей первого освящения церкви. Тогда, в 1912-м, это был приписной храм без своего духовенства, куда на службы приезжал священник из ныне несохранившейся Успенской церкви города Чудово — большого пятикупольного храма.

«53 новгородских храма»: церковь Казанской иконы Божией Матери (Чудово)

О прошлом и настоящем храма и города мы беседуем с настоятелем храма, протоиереем Сергием Стольниковым:

— В прошлом в Чудовском районе были и более значимые места: здесь находилось множество древних каменных храмов. Но ХХ век с революцией, коллективизацией, репрессиями и политикой советского государства в отношении Церкви очень много изменил здесь.

Также в истории оставила свой колоссальный разрушительный след Великая Отечественная война, которая. Три года тут проходила линия фронта, стояли немецкие войска. И что не уничтожили большевики в первые годы, довершила война.

В советское время Казанский храм оказался единственным действующим вплоть до 2003 года — здесь была сосредоточена церковная жизнь всего района. Закрывался он при советской власти несколько раз. Первый — в 1931 году. Использовался он тогда по-разному. В нем, например, была летная школа ОСАВИАХИМа, и на месте паникадила в церкви висел самолет — по нему учили матчасть. Улицу, на которой стоял храм переименовали в улицу Воинствующих безбожников. Главный — Успенский — храм был взорван.

Духовенство было поголовно расстреляно всё — в живых не осталось ни одного местного священника. В ограде храма у нас находится мемориал, посвященный репрессированым. Это не захоронение. Где захоронены люди, имена которых высечены в камне — не знает никто. Расстреливали же священников и мирян в Новгороде и в Боровичах, куда свозили со всей области.

«53 новгородских храма»: церковь Казанской иконы Божией Матери (Чудово)

— Простите за, может, нелепый вопрос, но это не противоречит православным канонам? Когда могилы нет, и люди отдают дань памяти усопшему, или убиенному, как в данном случае, не там, где лежит тело.

— Нет. Не противоречит. Это допустимо. Например, в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище есть символическая могила митрополита Вениамина. Его и еще трех человек расстреляли в 1921 году, и где закопали их тела, так и неизвестно. На кладбище лавры, в ряду других митрополитов Санкт-Петербургских, Петроградских и Ленинградских, есть и его могила — место, где служатся молебны.

Но вернемся к нашему мемориалу. Большинство дат на нем, где написаны годы смерти, говорят о том, что расстреливали людей, которым было уже за 70 лет. Стариков-священников брали прямо с огородов. Одного даже вытащили из лодки на рыбалке.

Часто антицерковная пропаганда утверждала и утверждает доныне, что священники — корыстные люди, обманывающие людей ради зарабатывания денег. Может до 1917 года этот аргумент и работал, но тут-то что? Они так деньги любили, что пошли на смерть не отрекшись от Бога?

«53 новгородских храма»: церковь Казанской иконы Божией Матери (Чудово)

— Их пытали на допросах?

— Да. Ко мне как-то раз обратилась одна семья из Санкт-Петербурга. Эти посетители случайно пришли в наш храм и увидели на мемориальной табличке имя расстрелянного священника из Оскуя — отца Василия Светлова. Кстати, там сейчас мы строим храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

Отца Василия арестовали в 1937 году и есть живое свидетельство его дочери о последнем свидании с ним уже в тюрьме в Новгороде. У отца Василия на допросах были выбиты зубы, вырваны ногти…

В тех делах, которые мы рассматривали в архивах, мы увидели, что ни один из арестованных от веры не отрекся. Все писали: «Я верую и остаюсь верующим», нигде не было просьб о пощаде. Священники отвергали обвинения в фашизме, в терроризме — организации группировок с целью покушения на жизнь Сталина и членов советского правительства, компроментации власти, саботаже. И все, повторю, оставались верующими людьми.

— Во время Великой Отечественной войны гитлеровцы позволяли возобновлять православные богослужения. Как это происходило в Чудове?

— Немцы пришли в Чудово в августе 1941-го и Казанская церковь была открыта в 1942-м, войдя в юрисдикцию, так называемой Псковской миссии. Точных сведений о духовенстве того времени у меня нет. После освобождения в январе 1944 года богослужения тут не прерывались до 1962 года, времени, так называемой, хрущевской реакции. Тогда вновь был закрыт храм под предлогом того, что рядом появился детский сад. Верующим тогда рекомендовали перебраться в труднодоступное место на окраину Чудова, в Гудалово. Деревянная часовня там стала на долгое время единственным храмом на огромной территории Чудовского, Маловишерского, Киришского, Тосненского районов. Богослужения, как следствие, собирали очень много народа.

А этот храм ко времени передачи его Церкви в 1989 году превратился в руины без окон и крыши: тут был склад, в котором, что примечательно, все портилось.

Храм в перестроечное время был передан верующим одним из первых в СССР.

«53 новгородских храма»: церковь Казанской иконы Божией Матери (Чудово)

— Какова сегодняшняя приходская жизнь храма?

— Для многих наших прихожан это место стало вторым домом, духовным домом. Все что создано в нашем приходе, сделано руками не наемных рабочих, а самих прихожан. Кто после службы цветы сажает, кто плотничает… У нас сколотилась настоящая семья. Жизнь общины, таким образом, не ограничивается богослужениями. Тот же мемориал был создан нашим приходом: от труда в архивах до работ над памятником.

— У вашего храма примечательный облик…

— Автор проекта казанского храма — сын известного писателя Глеба Успенского, Александр Глебович Успенский. Он был архитектором и безвозмездно делал проекты. Но по его проекту храм так и не был достроен: не хватило средств. Уже сто лет прошло.

— Прямо как флорентийский собор или Саграда Фамилиа в Барселоне…

— Да, но по иным причинам, чем в Западной Европе.

В общем, купола и крыши тут временные — по проекту это все надо сносить и перестраивать.

— Не могу не спросить о цыганах, которые уже несколько десятков лет живут в Чудове. Как их жизнь соотносится с православием?

— Здесь даже не смесь верований. Можно говорить о том, что вера цыган — чистое язычество. Причем, есть разновидности цыган. Например, есть так называемые русские цыгане, которые здесь появились после войны. Они живут разрозненными семьями по всему городу. Посещают храмы, имеют в своих домах иконы.

Табор же, живущий около трассы, появился тут с середины 1980-х. Тогда райсполком разрешил поселиться тут двум семьям и через десять лет тут жило уже более двух тысяч цыган. Самозахваты земли, заброс «кошек» на линии электропередач, постоянные кофликты с властью — все это ранее было обычным явлением. Впрочем, с тех пор ситуация улучшилась.

Цыгане крестят детей, но под крещением они подразумевают что-то свое. Там речь идет ни о Евангелии, ни о таинствах причащения и исповеди, в таборе не венчаются. По их представлениям цыган должен приходить в храм только креститься и уже в качестве покойника. Священные костры, совершенно неприемлемые, с точки зрения христианства, обычаи и суеверия, которые уходят корнями в прошлое даже не на века, а на тысячелетия.

Судя по всему, цыгане воспринимают только внешнюю сторону религии в той земле, в которой они живут.

«53 новгородских храма»: церковь Казанской иконы Божией Матери (Чудово)

— Но есть же всегда какие-то исключения…

— У нас в храме есть второй священник. Он — цыган из этого табора, выросший, в плане духовного развития, на моих глазах. Мне было 24 года, когда я приехал в 1998 году в Чудово. Я встретил этого паренька стоящим тут, в храме, с Евангелием в руках. Он стоял и молился. Затем подошел ко мне с вопросом из Священного Писания. Я познакомился с Мишей, и, как оказалось, этот цыган очень серьезно уверовал. Отлично усвоил Евангелие, стал пытаться исполнять заповеди, ходил к исповеди, причащался, не разрешал своей жене ездить на гадания и обманывать людей. Затем он выписал себе в сельсовете участок в десять соток, вспахал его, стал сажать картошку. Табор отреагировал на все это крайне отрицательно. Ему цыгане сделали несколько предупреждений, чтобы он стал «нормальным» цыганом, таким как все.

— Видимо, потому, что разрушение поведенческого стереотипа для любого общества опасно.

— Видимо… Кончилось это тем, что в таборе на ночной сходке в 2000 году его разлучили с женой и двумя детьми и посадили на самолет с билетом в один конец в Сибирь. Где-то там, в Новосибирской области или Красноярском крае, он жил в палатке под надзором родственников. Цыгане надеялись, что с течением времени у него из головы «вся эта дурь выйдет». В те времена мне пришлось серьезно поконфликтовать с табором. Его мать заставила меня забрать книги Михаила. Кстати, довольно серьезное книжное собрание было: святоотеческие книги, например, творения Игнатия Брянчанинова.

В конце-концов все для Миши кончилось хорошо. После 13-летних скитаний он по моей рекомендации поступил в Новгородское духовное училище и спустя три года принял священный сан.

— Цыганское общество оказалось шокированым?

— Да. Для них это было странно. Отец Михаил так и живет в таборе, посреди всей своей родни, потому как если он выйдет из него, то ему придется расстаться со своей семьей — женой и детьми.

21 сентября мы будем отмечать год служения отца Михаила в священном сане. На мой взгляд он служит очень хорошо, ревностно и серьезно относится к своим пастырским обязанностям, прекрасно проповедует. Мы их распределили таким образом — я служу здесь, а он ездит по четырем окрестным деревням.

«53 новгородских храма»: церковь Казанской иконы Божией Матери (Чудово)
«53 новгородских храма»: церковь Казанской иконы Божией Матери (Чудово)
«53 новгородских храма»: церковь Казанской иконы Божией Матери (Чудово)
«53 новгородских храма»: церковь Казанской иконы Божией Матери (Чудово)
«53 новгородских храма»: церковь Казанской иконы Божией Матери (Чудово)

При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия».

Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.

Фото Максима Озерцова

Комментарии

сергей
11:34 16.09.2014

очень красивый храм и прекрасные там служат люди своему делу Большое им спасибо.

Игорь
06:02 19.10.2020

Уже больше 30 лет живу в Чудово, но не знал таких деталей нашей истории. Интересно. А отец Сергий замечательный человек, грамотный, умный, искренний, очень много сделал для восстановления храма.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.