«53 новгородских храма»: церковь святителя Никиты епископа Новгородского в Волховском
Нынешняя каменная церковь святителя Никиты епископа Новгородского была заложена в 1914 году, а уже 1 августа 1915 года в День памяти преподобного Серафима Саровского она была освящена архиепископом Новгородским и Старорусским Арсением (Стадницким).
Еще в XVIII веке новгородские владыки здесь, при впадении реки Питьбы в Волхов устроили свою летнюю резиденцию, от чего это место получило название «Архиерейская мыза». Здесь были разбиты сады, вырыты пруды, появился большой хозяйственный двор, возведены здания.
— Кстати, ранее, из алтаря храма в господский двухэтажный каменный дом вел крытый теплый ход, — рассказывает настоятель храма протоиерей Константин Пушкарев. — В храме был четырехъярусный иконостас — увеличенная копия того, что находится в приделе Рождества Богородицы в Софийском соборе Новгорода. Была тут и колокольня с семью колоколами, которую разрушили уже в советское время. Главный колокол «Святитель Никита» весил 50 пудов.
В самом храме новая власть устроила клуб. После Великой Отечественной войны храм был в запустении. Дело доходило до того, что в окна церкви местные подростки, развлекаясь, бросали гранаты. Об этом мне рассказали местные старожилы, многие из которых, впрочем, так и не стали прихожанами храма, в который вернулась нормальная жизнь после его освящения архиепископом Новгородским и Старорусским Львом 22 июля 1997 года. Не вернулись, потому что сказалось многолетнее идеологическое воспитание в духе атеизма.
— Действительно ли атеистическое воспитание оказалось столь эффективным, что люди из советского времени только с большим трудом сегодня приходят к Богу?
— Да, пропаганда сыграла свою роль. Но внутренняя духовная потребность в Боге все равно оставалась. Сложно бороться с этим — как пойдешь против совести?
Кто-то из страха вернулся к Богу, кто-то из воспоминания того, что так поступали предки, многие сегодня возвращаются к Церкви через молодежь — дети приводят в храм родителей. Однако есть и те, кого научили рассуждать иначе…
— Да. Например так, что без Бога, без самой этой идеи, жить проще.
— Конечно. Дескать, без Бога можно делать все что хочешь, и все будет нормально. Зачем поступать иначе? Зачем мучиться совестью? Она же будет тревожить, останавливать человека в какие-то моменты, спрашивать с него.
— Но есть же такое мнение, что религиозное сознание, совесть, идея воздаяния за грех, если не калечит человека, то очень осложняет его жизнь, доводит до невроза.
— Отвечу просто: что заработал, то и заслужил.
— То есть проблема в самом человеке?
— Конечно. Если взять Евангелие и читать его по-церковнославянски, то мы встретим фразу не «воздаяние за грех», а «обрацы греха, смерть: дарование же Божие, живот вечный, о Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6.23). То есть награда за грех — смерть. На мой взгляд, такой акцент позволяет более четко осмыслить происходящее сегодня.
Но, опять же, по милосердию Божию, человек, приходя на исповедь, может покаяться в грехах и очиститься. С грехом сложно бороться, но можно. Проблема не в невозможности этого, а в нашем нежелании делать это.
— Большинство из тех, кто кается на исповеди, вновь грешат. И часто совершенно сознательно. Почему?
— Трудно сказать. Могу только попытаться объяснить это. Мы начинаем бояться Бога из-за того, что сделали что-то плохое. Но правильнее изначально любить Бога и из-за любви к Богу не делать греха. Но по немощи своей мы опять делаем этот грех. И если мы любим Бога — а Господь призывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» — мы опять слышим этот зов и приходим к Нему. Бог любит прощать.
— Но люди часто злоупотребляют этим.
— Да, и если они злоупотребляют, то они нечестны по отношению к Богу. Священника можно обмануть, Бога — нельзя, потому что Он видит наши сердца.
— Вернемся к истории храма. Кем был святой епископ Никита Новгородский, мощи которого почивают в Софийском соборе и частица мощей которого есть и в этой церкви?
— Житие святителя Никиты Новгородского начинается с того, что один молодой житель Киева в конце XI века возгорелся любовью к Богу и стал иноком Киево-Печерской обители. В монастыре он решил совершить духовные подвиги и уйти в затвор, против чего был игумен — преподобный Никон. Господь допустил инока до искушения, и он преклонил колена в келье перед ангелом, который был на самом деле бесом. Бес уговорил его не молиться: «Я буду молиться за тебя».
Инок Никита великолепно освоил Священное Писание, но только Ветхий завет. О Евангелии он и слышать не хотел. По молитве старцев обители бес был изгнан, и после этого долгое время инок даже говорить не мог. После этого Никита стал вести другую жизнь. За свое смирение он был вознагражден Богом: назначен на епископскую кафедру в Новгород.
Святитель Никита управлял Новгородской епархией 13 лет. Он прославился как чудотворец, благоустроитель и благотворитель: по его молитве пошел дождь, который потушил пожар, им было освящено много храмов, он тайно раздавал милостыню бедным.
Прославлен Церковью в лике святых Никита Новгородский был при царе Иване Васильевиче, в 1558 году.
— Отец Константин, как вы пришли на стезю священства?
Большую роль сыграло то, что мой отец — священник, протоиерей Петр Пушкарев. Я с детства получил православное воспитание. Мы жили в Демянском районе, в деревне Ильина Гора. Отцу моему, как и всем батюшкам в советское время, служилось трудно. Однажды его даже сотрудники КГБ вывезли в лес и бросили там. По счастью, все обошлось долгим пешим возвращением домой.
— Нынешний иконостас в церкви имеет необычное нетрадиционное оформление. С чем это связано?
— Это работа архангелогородского священника Никиты Масликова. В оформлении иконостаса им использованы строки из акафиста святителю Никите Новгородскому.
Фото Артура Крейтора
Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.
При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия»