«53 новгородских храма»: Троицкая церковь в Ямской слободе (Великий Новгород)

Церковь Святой Троицы в Ямской слободе Великого Новгорода

Церковь Святой Троицы в Ямской слободе Великого Новгорода

Окормляет иерей Святослав Цхай

«53 новгородских храма»: Троицкая церковь в Ямской слободе (Великий Новгород)

История новгородского Троицкого храма очень тесно связана с древней историей города. В Средние века в Новгороде существовала организация так называемых ушкуйников, также именовавшихся югорцами. Отношение к ушкуйникам в историографии неоднозначное: кто-то называл и называет их разбойниками, кто-то — исследователями новых земель Сибири и Севера.

Новгородская церковь Святой Троицы находится на территории Ямской слободы, где жило много семей первопроходцев и построена она была ушкуйниками в 1365 году.

Как гласит предание, однажды их дружина попала в большую переделку во время похода к устью Оби. Там ушкуйники дали зарок, что если они выберутся из дальних краев, то построят храм. Традиция обетных храмов была очень распространена в Средневековье.

Ранее, на месте нынешнего каменного храма существовали деревянные церкви, о которых сохранилось очень мало сведений из-за пожаров, уничтожавших целые районы города. Храму не везло — он много раз выгорал от попаданий молний. Даже в наши дни, в 2013 году, в храм попала молния, из-за чего вышла из строя электронная охранная сигнализация.

В храме долгое время существовали три придела: центральный — в честь Святой Троицы и приделы в честь евангелиста Луки и Воздвижения Креста Господня. Одно время к храму даже приладили перенесенную из новгородского Десятинного монастыря колокольню. В 1829 все это сгорело в очередном пожаре.

Точных сведений о том, что было в этом храме в советский период — нет.

С 23 июня 2013 года в церкви возобновилось проведение Божественных Литургий со службы, которую провел митрополит Новгородский и Старорусский Лев в сослужении иеромонахов Юрьева монастыря.

Литургии в храме совершаются раз в месяц.

«53 новгородских храма»: Троицкая церковь в Ямской слободе (Великий Новгород)

— Рядом с храмом находится новгородская общеобразовательная школа имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Влияет ли как-то это соседство на жизнь церкви?

— Да, с самого момента передачи храма митрополии он задумывался не как приходская церковь, как храм при учебном заведении, — отвечает священник Святослав Цхай. — Здесь ученики православно ориентированной школы и поют в храме и прислуживают в алтаре. Взрослые люди в храме на Богослужении только священник и регент хора — школьный учитель пения. Планируется, что в храме будут проходить занятия для старшеклассников. На мой взгляд, смена обстановки в конце напряженного учебного для ребят будет очень полезна. Школьные стены, какие бы они не были любимые, к концу дня начинают давить, а в храме всегда чувствуется особое пребывание в нем благодати Божией.

— Дети, которые учатся в православно ориентированной школе, по вашему мнению, это больше дети, или все-таки — больше православные верующие?

— Это обычные дети. Просто их родители стараются своих чад оградить от негативного влияния внешнего мира, хотя бы на первоначальном этапе жизни. Абсолютное большинство детей в школе — из воцерковленных семей. Это накладывает свою специфику. Кстати, на 2014-2015 учебный год в школе уже набраны два первых класса. Причем, ребята приезжают и из других районов — такой выбор в пользу духовного начала осознанно делают их родители.

Вообще, ребята меняются, преображаются на глазах. Когда дети живут литургической жизнью, они начинают заниматься самоанализом, четко осознавать — где зло, а где добро. Ученики школы получают разностороннее образование: и духовное и светское. Именно это очень сильно расширяет их кругозор, позволяет им самим найти ценностные ориентиры. И даже после окончания школы ее выпускники четко знают, куда можно прийти и получить помощь в жизни.

«53 новгородских храма»: Троицкая церковь в Ямской слободе (Великий Новгород)

— Мы сейчас находимся в Троицком храме, и не могу не задать вопрос, который уже два тысячелетия во многом определял историю человечества — о Троичности Божества. Человек, даже верующий, едва может вместить в себя мысль о Боге едином в трех лицах. Упрек христианству, что оно отступает от единобожия, стал общим местом в богословских спорах между, скажем, мусульманами и православными. Как это все объяснить современному человеку?

— Действительно, как это — один равен трем и три равно одному? Конечно, тайну Святой Троицы в полной мере мы постичь не можем. Также как первые четыре века христианства шел спор о том, кто к нам пришел: человек или воплощенный Сын Божий, или же Бог вселился в душу человека — Иисуса из Назарета. Были колоссальные конфликты вокруг этого, многие великие умы бились над данным вопросом… В конце-концов Вселенская Церковь постановила, что к нам пришел Богочеловек, что Бог воплотился. Тайну Святой Троицы мы постичь не можем, но мы способны прикровенно найти какие-то аналогии. Одна из самых распространенных: троичность Бога выражается как солнце. Оно обладает, во-первых, природой вещества, во-вторых — света, и в-третьих — тепла. То есть солнце одно, но в трех лицах, воплощениях.

Важно, что догмат о Святой Троице учит нас тому, что перекос в ту или иную сторону негативно отражается в духовной жизни человека. Казалось бы — какая разница какой догмат, во что верить? Но я всегда привожу пример: если человек сломает ногу и ему неправильно поставят гипс в травмпункте, то кость неправильно срастется, и он будет хромать. Также в духовной жизни — неправильный догмат, неверная основа вероучения — и всё — возникают проблемы во внутреннем мире человека.

«53 новгородских храма»: Троицкая церковь в Ямской слободе (Великий Новгород)

— Общеизвестно, что в Ветхом завете есть образ Троицы в виде трех ангелов, явившихся Аврааму. Это единственное указание на троичность Бога в предании общем для трех религий: христианства, ислама и иудаизма?

— Конечно же нет. Само начало книги Бытия говорит нам о Троице. Если мы внимательно читаем, то видим в эпизоде об Адаме, что Бог говорит: «Сотворим…», во множественном числе. На это указывает и прочтение текста Библии на древнееврейском языке. Просто в ветхозаветные времена для Израиля был очень актуален вопрос поползновений к идолопоклонству. И поэтому о троичности Бога говорилось прикровенно — как в эпизоде с Авраамом, чтобы не вводить еврейский народ в соблазн. Сердца людские были в то время еще не подготовлены.

— Чего сейчас больше в русских православных людях: тяги к обрядовости или Богоискательства? Ведь известно из истории, что превалировало то одно, то другое.

— У меня не очень большой опыт священства, но по-моему, обрядовая сторона отходит в последнее время на второй план. Еще лет десять-двадцать назад было распространено бахвальство внешней религиозностью. Однако теперь то же присутствие на литургии больше носит характер исповедывания Христа. Еще учась в семинарии, я в основном встречался с вопросами верующих о том, какому святому и за что надо молиться. Теперь же люди требуют духовничества, духовного руководства.

— Какой сегодня самый частый и насущный вопрос задают люди священникам?

— В основном это вопросы семьи и брака, сожительства не зарегистрированного ни в загсе ни в храме. Сам институт брака сегодня подвержен колебаниям из-за, так называемых, нетрадиционных европейских ценностей.

Фото Максима Озерцова

Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.