«53 новгородских храма»: церковь Василия Великого в деревне Васильевское (Новгородский район)

«53 новгородских храма»: церковь Василия Великого в деревне Васильевское (Новгородский район)

Церковь Василия Великого в деревне Васильевское 

Настоятель — иерей Александр Фролов

«53 новгородских храма»: церковь Василия Великого в деревне Васильевское (Новгородский район)

Первое упоминание о храме Василия Великого в этом селе относится к 1498 году.

В 1871 году в селе была выстроена нынешняя, каменная церковь.

С этим событием связано местное предание о девятилетней немой девочке. Однажды она проснулась исцеленная и рассказала родителям свой сон. По словам ребенка, один из святых погладил ее по головке и сказал: «Ты исцелишься». Это произошло в деревне в километре отсюда — там, где был храм святого Георгия. Местные жители привели девочку в церковь, но ни на одной иконе она не узнала своего исцелителя. В храме же Василия Великого она сразу указала на образ с тремя святителями и сказала, что именно он, Василий Великий, ее исцелил. В итоге в память о чуде местные жители выстроили через несколько лет новый каменный храм.

Церковь Василия Великого примечательна своим большим иконостасом — в Новгородском государственном музее-заповеднике ныне хранится икона XVII века с изображением святого великомученика Георгия, которая раньше находилась в Васильевском храме.

— В этих краях люди селились издавна, — продолжает рассказ об истории храма и округи настоятель церкви священник Александр Фролов. — Любопытно, что на месте церкви в глубокой древности несколько тысяч лет назад находилась неолитическая стоянка. Здесь занимались скотоводством кочевые племена, что подтверждают находки сделанные археологами. В историческое же время Поозерье было постоянной ареной разворачивавшихся здесь событий, оно было неразрывно связано с Великим Новгородом с самого момента его основания.

«53 новгородских храма»: церковь Василия Великого в деревне Васильевское (Новгородский район)

— В советское время здесь наверняка не было служб?

— Нет, по сути в советское время здесь проходили службы. Храмы Успения Божией Матери и Василия Великого как и все прочие храмы в Поозерье в 1937 году действительно закрыли, а в 1941-м их открыли вновь немецкие оккупанты. Но в 1943 году население было ими угнано на работы в Германию и Прибалтику, и службы вновь прекратились. Затем, уже после освобождения, и ходатайства к Патриарху Алексию I местных прихожан, храмы были вновь открыты. Церковь Василия Великого даже некоторое время являлась приходской для новгородцев. Люди сюда в первые послевоенные годы ходили пешком из города, чтобы побывать на Богослужении. Всего тогда посещало храм около ста прихожан.

Между тем, пешие паломничества в Поозерье — традиция, ведь также ходили из Новгорода в Свято-Троицкий Михайло-Клопский монастырь. Причем день памяти преподобного Михаила Клопского отмечается 6 июня, а уже 7 июня — день памяти святого Иоанна Крестителя и святых отроков Иоанна и Иакова Менюшских. Таким образом, паломники после посещения монастыря за одну ночь преодолевали расстояние около сорока километров.

— Какую особенность истории местного прихода вы еще можете выделить?

— Особенностью местного прихода является особое пение на клиросе, которое не претерпело никаких изменений. Эту традицию поддерживают местные старожилы. Так помог сохранить эту традицию ныне покойный Дмитрий Михайлович Коношев. В 1930-е и его отец, и он сам за пение на клиросе, за службу псаломщиком, подверглись высылке, гонениям от советской власти. Но Дмитрий Михайлович затем прошел всю Великую Отечественную войну и конечно, когда он вернулся героем в родную деревню, и когда он вернулся в открытый для служб храм петь на клирос, то никто не посмел ему препятствовать. Дмитрий Коношев был очень опытным уставщиком. Кстати, он родственник нынешнего настоятеля храма великомученика Димитрия Солунского в Великом Новгороде отца Георгия Косовца, который ранее служил тут около девяти лет.

«53 новгородских храма»: церковь Василия Великого в деревне Васильевское (Новгородский район)

— Обращает на себя внимание иконостас храма…

— Да. В первом его ряду вы можете видеть местночтимую икону святого Василия Великого, святых Флора и Лавра — покровителей соседней деревни Хотяж. До революции иконы в первом ряду имели серебряные оклады по три-четыре килограмма весом. Во время коллективизации из обоих храмов, что тут — в Васильевском, что в Курицко — было изъято по два с половиной пуда серебра: богослужебные сосуды, оклады икон, посвечники, кадила…

На сегодняшний день нашими общими усилиями с профессиональными реставраторами мы расчистили и отреставрировали иконостас. Средств у нас немного на то, чтобы оплатить работу мастеров, но они рады возможности отдохнуть в наших краях, где и рыбалка отменная, и отдохнуть можно на природе, и искупаться в нашей красавице-Веряже.

— Какую работу в области духовного просвещения проводят православные пастыри тут, на селе? Ведь не секрет, что в глубинке материальные ресурсы, по сравнению с городом, ограничены и это касается и образования.

— Сегодня у нас нет возможности открыть воскресную школу, но летом, когда приезжают к нам в село дети, мы проводим беседы по Закону Божьему. Также каждый год в день православной книги проводятся встречи с учащимися на различные темы. Последняя из них была посвящена преподобному Сергию Радонежскому. Мы поддерживаем проведение уроков основ православной культуры, которые посещает 15 учеников школы в Борках, население которого мы также окормляем.

Кстати, традиция духовного просвещения имеет здесь глубокие корни. Особенно выделяется личность отца Александра Сперанского. Этот священник был настоящий просветитель, и его служение пало на время отмены крепостного права. У себя дома на приходе он открыл школу, где обучил 550 мальчиков и 60 девочек. Пример этого батюшки заставляет нас задуматься о том, какие бы не были трудности, можно совершать подвиг просветительства.

— Что из местных проблем вас особенно тревожит?

— У нас есть неприятность — еще десяток лет назад озеро Ильмень было чистейшее, а теперь это, увы, не так. Я живу в деревне Курицко расположенной на его берегу и также являюсь настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы. Так вот — раньше можно было босиком выйти из дома, искупаться в озере, походить по берегу… А сейчас и на автомобиле небезопасно выехать — можно запросто проколоть колеса. Вся прибрежная полоса захламлена мусором. Мне все вспоминается эпизод с кинорежиссером Никитой Михалковым, который рассказал грустный анекдотичный факт на тему нашего бескультурья в отношении природы: «Я Волгу снимаю в Швейцарии, чтобы показать чистый берег».

И здесь, в Васильевском, на берегу Веряжи, тоже беда — какие-то люди, не задумываясь о последствиях, поджигают прошлогоднюю траву у реки. Посмотрите, все берега выгорели. Но ведь помимо опасности пожара есть и то, что прилетающие весной в Новгородскую область птицы уже не будут тут на пепелище гнездовать и берега останутся без присущей им фауны.

Фото Максима Озерцова

Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.
При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия».

Комментарии

Александр Макаров
23:14 21.08.2019

Спасибо за статью! Очень интересно и содержательно.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.