Не навреди камерами, или Семеро одного ждут

Не навреди камерами, или Семеро одного ждут

Наш колумнист и — с недавних пор — член общественного совета при департаменте транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области Максим Шарапов рассуждает о неизбежном вреде полезных камер видеофиксации ПДД и о том, как этого избежать.

Долгожданная установка и запуск камер автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения на перекрёстках города — событие, безусловно, со всех сторон положительное. Уже сейчас, когда только стало известно о запуске камер, водители начали проезжать перекрёстки значительно аккуратнее. За эту неделю мне пока не удалось ни разу не увидеть любителей проскакивать перекрёсток на бешеной скорости на краснеющий жёлтый с риском сбить пешеходов, уже начавших переходить дорогу на свой законный зелёный. Да и сами законопослушные водители теперь станут чувствовать себя в большей безопасности от менее адекватных людей за рулём.

Не навреди камерами, или Семеро одного ждут

В общем, как ни посмотри, везде одни плюсы. Однако побочные отрицательные эффекты от установки камер всё-таки есть — и их могут испытать на себе не водители, как утверждают некоторые скептики, а… пассажиры общественного транспорта. По крайней мере, на одном отдельно взятом перекрёстке.

Сейчас в вечерний час пик городские автобусы объезжают пробку с моста Александра Невского в центр справа и проезжают перекрёсток с улицей Розважа по правому ряду, предназначенному только для поворота направо на улицу Великая. Далее они едут прямо по разделительному треугольнику, что также является грубым нарушением ПДД, и на Розваже попадают сразу же в правый ряд и без проблем подъезжают к остановке. Таким образом, поездка между остановками у магазина «Ткани» на Большой Московской и остановкой у ЗАГСа занимает не больше пары минут.

Теперь же под неусыпным надзором камер так действовать более не получится, и многочисленные автобусы-гармошки основных городских маршрутов (№№1, 4, 6, 16, 19), интервал между которыми на мосту Невского не превышает одной-двух минут, вынуждены будут дисциплинированно стоять в общей пробке в левом ряду моста. Пассажиры, разумеется, сразу же заметят, что дорога между двумя остановками, по которой они привыкли ехать пару минут, будет занимать уже минут пять, ибо затор-то движется медленно, так как за светофором он продолжается вплоть до перекрёстка с Большой Санкт-Петербургской. Но это — по левому ряду моста и Розваже, а автобусам-то надо в правый, так как им всё равно подъезжать на Розваже к остановке!

Транспортный эксперт Михаил Якимов в Великом НовгородеРезультат, как бы сказал недавно приезжавший в Великий Новгород выдающийся пермско-московский транспортный эксперт Михаил Якимов, — среднее время транспортных корреспонденций для участников дорожного движения увеличится. Ведь не забываем, что каждый из автобусов-гармошек, едущих в час пик по мосту Невского, перевозит не менее 40-50 человек, то есть столько же или даже больше, чем все стоящие в пробке в этом месте автомобили. А ведь это всего один автобус, ходят же они там в пик один за другим. То есть получается, что из-за любви меньшинства горожан к комфорту собственных автомобилей большинству, едущему на общественном транспорте, придётся стоять вместе с ними в той же пробке. То есть получается классическая ситуация «семеро одного ждут».

В Европе то, что общественный транспорт, занимая намного меньше места на дорогах, провозит при этом значительно больше людей, чем личные автомобили, было бы аргументом в пользу введения выделенных полос для общественного транспорта. В Великом Новгороде к выделенным полосам на наиболее загруженных улицах города тоже рано или поздно придётся прийти, как бы это ни было болезненно для одного из классов участников дорожного движения (автомобилистов).

Однако это дело будущего, которое потребует очень серьёзной и тщательной продумки, а вот проблему проезда общественного транспорта через данный конкретный перекрёсток «мост Александра Невского — Розважа — Великая» можно и нужно решить уже сейчас. То есть сделать так, чтобы условия для пассажиров общественного транспорта не ухудшились и при этом водителям автобусов не нужно было ничего нарушать.

Решается эта проблема буквально одним взмахом кисти с краской: достаточно часть разделительного треугольника на перекрёстке отдать под выделенную полосу для общественного транспорта длиной метров 50 — от съезда на Великую до выезда на Розважу.

Автобусы смогут легально проезжать мост Александра Невского не по левому, а по правому ряду и с него же выезжать на мини-выделенку, на которой у них есть возможность дождаться зелёного сигнала светофора в направлении прямо и поехать дальше на Розважу параллельно автомобильному потоку. Автомобили и автобус при этом никак не будут мешать друг другу, ибо большинство автомобилей будет по-прежнему стоять в пробке в левом ряду, а автобус, как и сейчас, поедет по остановке у ЗАГСа по правому ряду. Автомобильный и автобусный потоки будут двигаться через перекрёсток параллельно друг другу. А самое главное — камеры на перекрёстке превратятся из противников автобусов в союзников, поскольку не позволят заезжать на выделенную полосу для автобусов кому-то другому, кроме них. Как говорится, «кто нам мешает — тот нам поможет».

Данный пример показывает, что для решения многих проблем в организации дорожного движения в городе зачастую не требуется каких-то капитальных мер вроде реконструкции проезжей части и других способов физического изменения среды.

Достаточно всего лишь грамотно изменить дорожную разметку, для чего требуется всего лишь условное ведро краски (а лучше — термопластика, чтобы разметка пережила зиму, и не одну). Ну и самое главное: плюсы для одних участников дорожного движения не должны оборачиваться минусами для других. Особенно если это снижает среднее время транспортных корреспонденций (проще говоря — среднее время в пути) участников дорожного движения, из которых пользователи общественного транспорта составляют несомненное большинство.

Комментарии

chelovek_
15:49 28.09.2015

А направо с Гагарина на Б.Московскую, или с моста на Б.Санкт-Петербургскую как ездить будут, по полосе общественного транспорта, а с Великой на Розважа как поворачивать. Не давайте идиотских советов товарищ! Самый простой выход: перестать быть быдлом на дороге. Выпусти автобус с остановки, дай перестроиться, займет две секунды и всё. Все едут дальше и никаких пробок. Чему Вас молодежь только в автошколе учат? Или права куплены? А?

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.